Аннотации:
Процесс формирования профессионального самоопределения учащегося средствами
профессиональной работы на школьном этапе включает в себя три возрастные группы:
начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
Основная часть статьи посвящена вопросу профилизации обучения в старших классах,
поскольку именно в 10–11 классах учащиеся определяются с выбором будущей профессии. Авторами приведены основные методы и формы организации предпрофильной и
профильной подготовки старшеклассников в учебном процессе, выделены направления
совершенствования их профессионального самоопределения. Анализируя причины выбора учащимися той или иной профессиональной области следующей ступени образования,
авторы приходят к выводу: индивидуальная система ценностей регулирует мотивы, планы, а также цели (в том числе образовательные) личности. В статье охарактеризована
роль школы (директора школы, классного руководителя, педагога-психолога, учителей-
предметников, реализующих профильные элективные курсы и др.) в осуществлении психолого-педагогической поддержки выпускников на этапе профессионального самоопределения. Анализируется собственный опыт организации предпрофильной и профильной
подготовки старшеклассников в общеобразовательных школах г. Ишима Тюменской области. Анализ полученных авторами статьи результатов говорит о том, что системная психолого-педагогическая поддержка подростка на этапе профессионального самоопределения позволит избежать тревоги и беспокойства, ошибочных действий и будущих разочарований. The process of formation of professional identity of the students by means of professional
work at school includes three age groups: primary education, basic school education and
secondary education. The paper describes the profile education at high school, in particular,
for the 10th–11th grades, when students choose their future profession.
The authors present the methods and forms of organization of preprofile and profile training
of high school students. The areas of improvement of their professional self-determination are
highlighted. Analyzing the reasons students choose an occupational area for the future, the authors
come to the conclusion, that the individual system of values defines the motives, plans and objectives
(including the aims of education) of the individual.
The article gives a detailed description of the role of school (headmaster, class teacher, educational
psychologist, subject teachers, implementing specialized elective courses, etc.) in the
implementation of psycho-pedagogical support of graduates at the stage of professional selfdetermination.
The authors analyze their own experience of the organization of pre-profile and
profile training of high school students at the secondary schools of the city of Ishim situated in
Tyumen region. The results show that the system of psychological and pedagogical support
of adolescents at a stage of professional self-determination decreases worry and anxiety,
the number of wrong choices and disappointments in the future.
Описание:
Мамонтова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования,
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного
университета, г. Ишим, mamontovats@mail.ru.
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета
математики, информатики и естественных наук, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, ermakovael@mail.ru.
Кашлач Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим,
mamontovats@mail.ru. T.S. Mamontova, mamontovats@mail.ru,
E.V. Ermakova, ermakovael@mail.ru,
I.F. Kashlach, mamontovats@mail.ru
Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Yershov, the branch of the Tyumen State University,
Ishim, Tyumen region, Russian Federation