Abstract:
Актуализировавшаяся в последние несколько лет в связи с осложнением политической ситуации в мире проблема воспитания патриотизма студенческой молодежи требует
поиска новых форм, методов и средств, используемых в образовательном процессе высшей школы для содействия развитию патриотических чувств и патриотического сознания
студентов, в том числе обучающихся по программам магистратуры.
Учитывая значительную загруженность студентов-магистрантов, значительная часть
которых совмещает работу и учебу, осуществляет социальные роли, связанные с семейной жизнью, активно участвует в научно-исследовательской работе, важно в ходе образовательного процесса создать для этого необходимые условия, но сделать это без увеличения учебной нагрузки.
Реализовать данные требования позволяют дисциплины, изучаемые магистрантами
непедагогических направлений подготовки, в том числе технических, и относящиеся к
вариативной части Блока 1: «Основы педагогики и андрагогики», «Педагогика и психология высшей школы», «Педагогика высшей школы». Значительные возможности для этого
предоставляет модуль данных дисциплин «Компетентностная модель преподавателя
высшей школы».
Деятельность магистрантов по освоению темы данного модуля «Содействие в граж-
данско-патриотическом самоопределении студенческой молодежи как одна из компетенций осуществления внеучебной воспитательной работы» представлена как система, состоящая из трех компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятельностного. Представлена развернутая характеристика поведенчески-деятельностного компонента, который предполагает создание магистрантами проекта, содействующего патриотическому воспитанию студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета; даны критерии оценки проекта, среди которых – инновационность и
реализуемость. Подобран инструментарий, позволяющий определить эффективность
данной модели.
Результаты данного исследования могут быть использованы в организациях высшего
образования при организации образовательного процесса магистрантов педагогических
направлений, в том числе технических, а результаты проектной деятельности студентов-
магистрантов могут быть использованы для совершенствования системы патриотического воспитания студентов-бакалавров и будущих специалистов на уровне факультета и
университета. The problem of patriotic upbringing of students intensified due to the complication of political
situation in the world in the past few years requires searching for new forms, methods and
means used in higher education to promote patriotism and patriotic awareness of students including
those enrolled in the Master’s Degree programs.
Given the significant workload of Master’s students who usually combine work and study,
have social roles related to family life, and are actively involved in research it is important to
create the necessary conditions in the educational process without increasing the study load.
The implementation of the abovementioned requirements is possible due to the disciplines
studied by Master’s students of non-pedagogical majors including technical areas and the ones
related to the variable part of Block 1: ‘Fundamentals of Pedagogy and Andragogy’, ‘Pedagogy
and Psychology of Higher Education’, and ‘Pedagogy of Higher Education’. Significant opportunities
for this are provided by the module of the abovementioned disciplines called ‘Competence
Model of a Higher School Teacher’.
Activities of Master’s students on studying the module ‘Assistance in Civil and Patriotic
Self-Determination of Students as One of the Competences of Extracurricular Educational Activities’
are represented as a system consisting of three components: cognitive component, need
and motivational component, behavioral and activity component. It presents a detailed description
of behavioral and activity component that involves the creation of projects by Master’s students
promoting patriotic education of Bachelor’s and Master’s students; evaluation criteria of
the project are also given among which innovation and feasibility of the project can be named.
Tools and instruments that enable to determine the effectiveness of this model are represented
as well.
The results of this study can be used in the institutions of higher education for the organization
of educational process of Master’s students of non-pedagogical majors including the technical
ones. The results of the project activity of Master’s students can be used to improve the system
of patriotic education of Bachelor’s students and future specialists.
Descrizione:
Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
«Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, volkovama@susu.ru. M.A. Volkova, volkovama@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation