Аннотации:
Переход к инновационной экономике, связанный с широким внедрением в производственные секторы новых технологий предъявляет более высокие, чем прежде, требования к
уровню профессиональной подготовки работников. Это делает актуальной и особо значимой проблему совершенствования инженерного образования. В статье проведено сравнение
нескольких типичных и инновационной моделей подготовки технических специалистов.
Концептуальным недостатком существующей модели подготовки технических специалистов является возрастающий разрыв между процессом образования в организациях
высшего образования и потребностями работодателей. В результате требования к принимаемым на работу выпускникам начинают превышать уровень знаний, получаемый студентами. При этом возможности отечественных организаций высшего образования в приобретении для учебных целей образцов новой техники и компонентов современных технологий весьма ограничены из-за их высокой стоимости.
Это приводит к тому, что до момента, когда выпускники организаций высшего образования в полном объеме овладеют требуемыми навыками и станут способными эффективно выполнять свои профессиональные функции, проходит довольно продолжительный
период адаптации, в течение которого предприятиям самим приходится проводить их
«доучивание». Это ведет к дополнительным затратам, а кроме того, вероятность успешного прохождения адаптации выпускником, устраивающимся на работу, с дальнейшим
его закреплением на конкретном предприятии относительно невелика.
Существующую проблему предлагается решить, предоставив потенциальным работодателям возможность непосредственного влияния на формирование у студентов в процессе обучения в организации высшего образования необходимых компетенций. Это может быть достигнуто путем согласования с ними образовательных программ и составленных на их основе учебных планов и графиков. Такая инновационная модель подготовки
технических специалистов может быть построена путем интеграции усилий организаций
высшего образования и работодателей на основе базовых кафедр.
Особое внимание уделяется анализу мотивов организаций высшего образования и работодателей, побуждающих их к взаимодействию при создании базовых кафедр. Показано, что практическое использование предлагаемой инновационной модели процесса подготовки технических специалистов может существенно повысить его качество. The process of transition to innovative economy coupled with a broad introduction of new
technologies increase the requirements to the outcomes of higher education. This makes the problem
of engineering education improvement an urgent one. The article compares several innovative
models of technical specialists’ training. The paper defines a conceptual drawback of the existing
models that is a growing gap between the education results and the needs of employers. So,
the requirements to graduates exceed the level of expertise received by the students. What makes
the situation worse is the limited ability of higher institutions to buy state-of-the art equipment
and modern technology components for training. This causes a long period of adaptation for the
graduates and companies have to provide their house-in courses for the graduates till they acquire
the required skills and are able to perform their professional functions effectively. These extra
courses lead to additional costs that decrease the possibility for a successful graduate to get a job.
The existing problem could be solved by giving potential employers an opportunity of direct
influence on the education process by developing undergraduates' necessary skills. This can be
achieved by putting educational programs and schedules in accordance with requirements of
potential employers. This innovative model of training specialists can be created by integrating
the efforts of universities and employers.
Particular attention is paid to the analysis of employers’ motivation to encourage them to
cooperate with university departments. It is proved that the practical use of this innovative model
of technical experts training can significantly improve the education quality.
Описание:
Рулевский Александр Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, adr-rul@mail.ru.
Рыбаков Василий Петрович, генеральный директор, ООО «Регинас», г. Челябинск,
Vprybakov@reginas.ru. A.D. Rulevskiy1, adr-rul@mail.ru,
V.P. Ribakov2, Vprybakov@reginas.ru
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2JSC “Reginas”, Chelyabinsk, Russian Federation