Аннотации:
В свете тенденций развития высшего образования значительную роль в обеспечении
его качества играет образовательная компетентность студентов. Ресурсы образовательной
компетентности рассматриваются как совокупность накопленного школьником опыта
деятельности и отношений, которые в процессе обучения в вузе актуализируются в образовательную компетентность студента, обеспечивая адаптацию к вузовскому обучению,
успешность учебной деятельности и личностно-профессионального развития. Цель исследования – изучение взаимосвязи ресурсов образовательной компетентности выпускников школ с их адаптированностью к обучению в вузе. В нем использованы методика
исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкой) и авторская методика диагностики ресурсов образовательной компетентности обучающихся. Результаты показали, что адаптации студентов к обучению в вузе способствуют накопленные в школе
ресурсы: опыт проявления познавательной мотивации и инициативы, опыт позитивных
отношений с родителями, учителями и одноклассниками, опыт участия в олимпиадах,
конкурсах, проектах, опыт заинтересованного отношения к учебе и ценностного отношения к образованию, опыт самостоятельных решений и волевых действий, а также опыт
участия в неучебных видах деятельности. Результаты дополняют имеющие в психологии
и педагогике знания о внутренних факторах адаптации студентов к обучению в вузе.
В исследовании выявлены не столько устойчивые личностные особенности, сколько гибкие ресурсы, формирующиеся в процессе школьного обучения. Результаты будут полезны ученым и педагогам-практикам для превентивного решения проблем адаптации студентов к вузу. Students’ educational competence plays a significant role in education quality assurance.
The resources of educational competence are defined as schoolchildren’s accumulated experience
of activities and relations. This experience is actaalized in students’ educational competence that
facilitates their adaptation to a university, ensures success in study, personal and professional development.
The aim of the investigation is to study the relationship between the educational competence
resources of school-leavers and their adaptation to university studies. The study applied the questionnaire
on adaptation of students in high school (T.D. Dubovitskaya) and the author’s questionnaire
on educational competence resources.
The results showed that resources accumulated in the process of schooling contribute to student's
adaptation to university. These resources include the experience of cognitive motivation
and initiative, the experience of positive relationships with parents, teachers and classmates,
the experience of participation in competitions, contests, projects, the experience of interest in
learning and values related to education, the experience independent decisions and action, as well
as the experience in non-academic activities.
The results enrich psychological and pedagogical sciences with knowledge about the internal
factors of student's adaptation to university. The study revealed flexible resources, emerging
in the process of school training. The results will be useful to scientists and practitioners to facilitate
the students’ adaptation to university studies.
Описание:
Лызь Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-технологическая академия,
Южный федеральный университет, г. Таганрог, nlyz@sfedu.ru.
Шостак Анна Алексеевна, аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-технологическая академия, Южный федеральный университет, г. Таганрог,
aneta_22_05@mail.ru. N.A. Lyz’, nlyz@sfedu.ru,
A.A. Shostak, aneta_22_05@mail.ru
Southern Federal University, Taganrog, Russian Federation