Abstract:
Личностно ориентированный подход в обучении направлен на выявление и развитие
в каждом из обучающихся уникальных личностных качеств. Успешность процесса учебной деятельности каждого обучающегося должна быть отражена и зафиксирована в соответствующей системе оценивания учебных достижений. Одной из наиболее результативных систем такого рода является балльно-рейтинговая система, которая позволяет комплексно оценивать достижения обучающихся. В то же время подобные массивы данных
на практике вызывают затруднения в их анализе и интерпретации результатов. Разработанные авторами ассоциативные модели педагогической прогностики позволяют осуществлять индивидуальные прогнозы успешности учебной деятельности обучающихся.
В работе рассматривается вопрос целесообразности и результативности ознакомления
обучающихся с их индивидуальными прогнозными данными. Выдвинута и подтверждена
методами математической статистики педагогическая гипотеза о том, что методически
правильно формируемая педагогом прогнозная информация на основе функционирования
ассоциативных педагогических прогностических моделей о возможных учебных достижениях обучающегося может и должна служить мотивирующим стимулом к повышению
индивидуальной активности и результативности процесса деятельностного обучения.
По итогам проведенного педагогического эксперимента установлено, что группы обучающихся, ознакомленные с индивидуальными результатами педагогического прогнозирования и соответствующим образом мотивированные к изучению учебного материала,
показали более высокие индивидуальные рейтинговые результаты по сравнению с аналогичными однородными по признаку успеваемости учебными группами, не ознакомленными с результатами прогнозирования. Individual approach to learning is aimed to identify and develop the unique students’ qualities.
The degree of students’ study success has to be estimated by a relevant assessment system.
One of the most effective systems is the rating system. However, the amount of data needed to be
evaluated causes difficulties in results’ interpretation. The authors developed the associative
models of pedagogical prognostics that allow to carry out individual predictions of students’
study success.
The paper discusses whether it is efficient to know the individual prediction data for the students.
The authors claim that the forecast data which is methodically formed on the basis of associative
predictive models about the students’ possible education achievements might serve
as an incentive to increase the individual student’s activity and productivity of study process.
The results show that the students that were aware of the individual results of pedagogical forecasting
showed higher individual rating results in comparison with the students that were not informed
about the forecast data.
Description:
Фаткуллин Николай Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, nick_idpo@mail.ru. N.Yu. Fatkullin, nick_idpo@mail.ru
Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation