Аннотации:
Исследование имеющегося предпосылочного знания, как нерастраченного до конца,
но уже утратившего актуальность резерва решения проблем образования является традиционной задачей каждого педагога-исследователя. Решение данной задачи выводит исследователя на обострившиеся противоречия, помогает четче сформулировать саму проблему и ориентирует в инновационных и уже апробированных способах ее решения.
Целью автора статьи стало рассмотрение теоретических, социальных и практических
предпосылок проектирования образовательного процесса в университете, которые были
положены в обоснование проблемы исследования. Для достижения поставленной цели в
своем изыскании автор использует методы анализа научных изысканий, связанных с данным направлением исследования и практик решения смежных проблем, метод пилотажного эксперимента, метод анализа документов и другие, способствующие рассмотрению
предпосылок. Как результат исследования становится возможным вывод, обладающий
научной новизной: в социуме, теории и практике образования обострились выявленные
противоречия и необходимость решения следующей проблемы: как спроектировать образовательный процесс в университете, чтобы он был направлен (ориентирован) на решение
задачи развития личного ресурса основного участника образовательных отношений –
студента. Впервые обосновано наличие нормативных, теоретических и методических резервов для решения данной проблемы путем привлечения к проектированию самого студента. Выполненный автором аналитический обзор существующих концепций и лучших
практик решения поставленной проблемы может послужить для педагогов-исследователей,
работающих в сфере педагогического проектирования, содержательным ядром в обосновании актуальности их исследований, сориентировать педагогов-практиков в направлениях
поиска решений поставленной автором проблемы. Таким образом, теоретическая и практическая значимости статьи состоят в доказательной иллюстрации существующих в теории
образования проблеме, а также теоретического и практического потенциалов ее решения. The research of the available premised knowledge is a traditional task of a researcher.
The solution of this task brings the researcher to the aggravated contradictions, helps to formulate
a problem, and focuses on the innovative and existing ways of solving the problem formulated.
To consider theoretical, social and practical prerequisites of educational process design at the university
became the purpose of the author of the article. To achieve the goal the author uses methods
of the literature analysis, benchmarking, experiment, the analysis of normative documents.
The results show that in theory and practice of higher education the following problem has
become aggravated: how to design an educational process at the university directed to the development
of a personal resource of the main participant of the education, that is a student. The existence
of standard, theoretical and methodical reserves for the solution of the given problem that is
involving students to the creation of the education process model was proved. The literature review
can help the researchers working in the field of pedagogy to justify the relevance of their research,
to orient practicing teachers in the directions of finding solutions to the problem.
Описание:
Калегина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
tiagunovayv@susu.ru. Yu.V. Kalegina, tiagunovayv@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation