Abstract:
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном социуме все острее
проявляется противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что приводит к появлению социально значимых проблем профессионального выбора личности, решение которых требует не только привлечения к ним внимания общества
и государства, но и научного осмысления процессов, способствующих их разрешению.
Изучая историю взглядов на феномен профессионального самоопределения личности,
можно выявить существенные предпосылки для определения понятия профессионального
самоопределения студента. Мы ставили целью данного исследования, руководствуясь логикой определения научных понятий, опираясь на историю развития понятия в науке, отражающую его генезис, определить существенные для педагогики признаки, содержание
и объем понятия профессионального самоопределения студента. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа исторической ретроспективы и сравнения взглядов на понятие профессионального самоопределения личности, синтеза элементов для уточнения содержания понятия. В результате выявлены существенные признаки
понятия профессионального самоопределения студента. Содержание понятия может быть
использовано как основание для проектирования педагогических средств учебно-педагогического взаимодействия в рамках научно-образовательного процесса в университете. In the modern society, the contradiction between personal preferences and social demands is
manifested, that leads to the emergence of socially significant problems of professional selfdetermination
of personality. Solving these problems requires not only bringing the attention of
society and the state to them, but also scientific understanding of the processes that contribute to
their resolution. On studying the historical views on the phenomenon of professional selfdetermination,
it is possible to identify the essential prerequisites for determining the concept of
professional self-determination of a student. Our goal was to determine the characteristics, content
and scope of the concept of professional self-determination of a student that are essential for
pedagogy. To achieve this goal the following methods were used: the analysis of the historical
development of the concept, the comparison of different views on the concept of professional
self-determination. As a result, we revealed the significant properties of the concept of professional
self-determination of a student. The content of the concept can be used as a basis for designing
pedagogical means of educational and pedagogical interaction within the framework
of the scientific and educational process at the university.
Description:
Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
burovks@susu.ru. K.S. Burov, burovks@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation