Аннотации:
Статья посвящена актуальной проблеме развития профессиональной мобильности
будущих инженеров в процессе непрерывного образования. Образовательная политика,
основанная на концепции непрерывного образования, призвана содействовать развитию
общества знаний. Укрепление взаимосвязи высшего образования с рынком труда становится главным приоритетом развитых стран. Вузы осуществляют поиск способов адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда, при этом содержание профессиональной
подготовки учитывает индивидуальные потребности личности. Обучение в течение всей
жизни требует личностных качеств, в частности и профессиональной мобильности. В статье раскрывается значение непрерывного образования вуза для развития профессиональной мобильности будущих инженеров.
Анализируются исследования по проблеме потенциала непрерывного образования;
раскрывается сущность понятий «непрерывное образование», «профессиональная мобильность будущих инженеров». Для достижения поставленной цели были использованы
методы анализа теоретических основ проблемы профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Определена структура профессиональной мобильности и её компоненты. Выделены
группы факторов, влияющие на развитие профессиональной мобильности студентов вуза:
педагогические, психологические, психолого-педагогические, социально-экономические.
Дана характеристика региональных факторов развития исследуемого качества в Тюменской области.
Научная новизна состоит в том, что впервые обосновано педагогическое сопровождение процесса развития профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе
непрерывного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учет представленных
исследований может стать основой для педагогов-практиков, участвующих в созидании и
реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. The article is devoted to the actual problem of the future engineers’ professional mobility
development in continuing education. Educational policy, based on the concept of continuing
education, is designed to promote the knowledge society development. The relationship between
higher education and the labor market is becoming a top priority for developed countries. Higher
schools are searching for the ways to adapt to the changing demands of the labor market, while
the vocational training content takes into account the personality individual needs. Lifelong
learning requires highly developed personal qualities such as professional mobility. The article
reveals the importance of the higher schools continuing education for the future engineers’ professional
mobility development.
Studies on the continuing education potential problem are analyzed. The essence of the concepts
“continuing education”, “future engineers’ professional mobility” was revealed. To achieve
this goal, the analysis of the theoretical foundations of the professional mobility and continuing
education problem was made.
The structure of professional mobility and its components were defined. Factors groups influence
the development of students’ professional mobility in higher schools were identified: pedagogical,
psychological, psycho-pedagogical, social economic. The regional factors characteristic of
the researched quality development was given.
The scientific novelty is the fact that for the first time the pedagogical support of the future
engineers’ professional mobility development is grounded in the continuing education.
The practical significance of the study is that the presented studies can become a basis for the
teachers participating in the creation and implementation of the basic educational programs for
the preparation of bachelors and masters.
Описание:
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск,
yakupovna@rambler.ru.
Баликаева Марина Бембаевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, marinabalikaeva
@list.ru. G.Ya. Grevtseva1, yakupovna@rambler.ru,
M.B. Balikayeva2, marinabalikaeva@list.ru
1Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation