Аннотации:
Тенденции развития современного вуза и все возрастающие квалификационные требования к преподавателю вуза обуславливают выдвижение на передний план вопросы,
связанные с научно-инновационной деятельностью как всего вуза в целом, так и с развитием научно-инновационного потенциала каждого преподавателя. В статье обосновано,
что, с учетом значимости в последние годы международной деятельности вузов развитие
научно-инновационного потенциала преподавателя необходимо исследовать с позиции
участия преподавателя в международном сотрудничестве в контексте современных стратегий глобализации и интернационализации высшего профессионального образования.
В связи с этим исследование процесса развития научно-инновационного потенциала преподавателя вуза в контексте международного сотрудничества университетов является сегодня достаточно актуальным. Научно-инновационный потенциал преподавателя определен как интегративное и профессионально значимое качество личности, в связи с этим
выявлены его структурные компоненты с учетом характерных особенностей профессиональной деятельности преподавателя. Основными структурными компонентами научно-
инновационного потенциала преподавателя вуза выступают: личностные качества, ценностные ориентации, научно-инновационные знания и профессиональные способности.
В этой связи выделены основные тенденции развития научно-инновационного потенциала
преподавателя вуза. Теоретически обоснован процесс развития научно-инновационного
потенциала преподавателя вуза в условиях международного сотрудничества университетов. Международное сотрудничество университета представлено как контекстное условие
развития научно-инновационного потенциала преподавателя. Выявлен комплекс педагогических условий, направленных на эффективное развитие научно-инновационного потенциала преподавателя вуза с учетом требований международного взаимодействия вузов. Modern trends in the sphere of higher education and the qualification requirements to
a university tutor intensify both scientific and innovative activities and the development of the
innovative potential of the academic staff. The article explains that taking into account the importance
of international activity of universities in recent years, the development of scientificallyinnovative
potential of tutors needs to be studied from the position of the tutor's participation in
international cooperation in the context of globalization and internationalization of higher
education. In this respect, it is relevant to study the process of developing the scientificallyinnovative
potential of university tutors in the context of international cooperation of universities.
The scientifically-innovative potential of a tutor is presented as a professionally important quality
of a person with the structural components being identified. The main structural components of
the scientifically-innovative potential of the university tutor are: value orientations, scientificallyinnovative
knowledge, personal qualities and professional abilities. Particular attention was paid
to highlighting and explaining the main trends in the development of the scientifically-innovative
potential of university tutors. International cooperation of the university is presented as the contextdependent
condition for developing the scientifically-innovative potential of the academic staff.
A set of pedagogical conditions aimed at the effective development of the scientifically-innovative
potential of the university tutor was revealed.
Описание:
Лескина Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, yul-yurtaeva@
yandex.ru.
Елсакова Рената Загитовна, преподаватель кафедры «Иностранные языки», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, sultanbekovarz@susu.ru. Y.A. Leskina, yul-yurtaeva@yandex.ru,
R.Z. Elsakova, sultanbekovarz@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation