Abstract:
Специальность инженера в России сегодня необходимо сохранить и развивать. Конкурентность, независимость, безопасность государства – это его люди, учёные, специалисты, идеи, продукт, который они конструируют и производят. Некоторые отечественные
технологические разработки уже сегодня составляют конкуренцию на мировом рынке.
Для того, чтобы эти разработки состоялись, необходимы новые подходы и пути в подготовке будущих инженеров. Ученые и практики, например, выделяют в настоящее время
понятие «инженерное мышление» – тип мышления, который поможет решать профессиональные задачи будущим специалистам, а так же качества мышления, необходимые для
эффективной деятельности. Одним из таких качеств мышления может являться креативность. В статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования креативности. Дан краткий обзор точек зрения учёных об актуальности развития
«инженерного мышления» у инженеров, в частности, одной из его составляющих – креативности. Представлены структура и понятие инженерного мышления. Даны результаты
анализа его компонентов с помощью системно-синергетического подхода. Это позволило,
во-первых, дать характеристику структуры инженерного мышления, его компонентов,
связей между ними и их функций, а во-вторых, раскрыть место и роль креативности в
инженерном мышлении. Для экспериментального исследования креативности была использована методика диагностики студентов и взрослых – тест креативности Э. Торренса.
В экспериментальном исследовании приняли участие студенты 3-го курса технических
направлений ЮУрГУ. Результаты эксперимента показали, что большинство студентов
имеют средний уровень креативности. Выделение на теоретическом уровне значимости
креативности в настоящее время у будущих инженеров позволяет утверждать, что имеет
смысл в дальнейшем развивать данное качество у студентов. Engineers play strategic role in the enhancement of economic development of any country.
Today it is necessary to keep and develop the specialty of an engineer in Russian tertiary education
as competitiveness, independence, security of the state are provided by its people and by the
products they design and produce. Some domestic technological developments do compete at the
global market. In order for these developments to take place, new approaches and ways in the
training of future engineers are needed. Scientists single out the concept of “engineering thinking”.
This engineering thinking comprises a set of high-order thinking skills that help modern
engineers solve professional problems effectively. One of these high-order thinking skills is creativity.
The article gives a brief overview of the literature on the relevance of the development of
“engineering thinking” in engineers and, in particular, creativity. The concept of engineering
thinking and its structure were presented. The results of the analysis of its components were given.
The analysis was carried out using a systematic approach. For an experimental study of creativity
the E. Torrence’s creativity test was used. The respondents were 3rd year students of technical
specialties of South Ural State University. The results showed that the majority of students
had an average level of creativity.
Description:
Рожик Алла Юрьевна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-
Уральский государственный университет, г. Челябинск, rozhikai@susu.ru. A.Yu. Rozhik, rogik30@mail.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation