Аннотации:
В работе рассмотрены различные типы гребных установок судов, приведены их основные достоинства и недостатки. Описаны достоинства системы полного электродвижения на базе электрического двигателя. Рассмотрены различные типы электрических машин, применяемых при построении систем электродвижения судов. Произведено обоснование выбора реактивной электрической машины в качестве приводного двигателя для гребной установки судов. Рассмотрены различные типы реактивных электродвигателей и перспективы использования
их в гребных электроприводах судов, показаны возможные пути оптимизации характеристик двигателей (энергетические показатели, массо-габаритные характеристики). Выполнен сравнительный анализ конструкций реактивных электрических машин и их конкурентных преимуществ между собой и классическими электрическими машинами, используемыми в электроприводе. Рассмотрены машины с различными конструкциями обмоток, показаны отношения продольной и поперечной индуктивностей различных типов двигателей, являющиеся критерием оценки качества конструкции. Подробно описаны машины с зубчатым статором и ротором, обоснована возможность их оптимизации по критерию минимума пульсаций электромагнитного момента. Приведено описание реактивных электрических машин с анизотропной магнитной проводимостью ротора с продольной и поперечной шихтовкой. Произведен анализ энергетических характеристик и массогабаритных показателей реактивных электрических машин. The work considers various types of ship propulsion systems, their main advantages and disadvantages are given below. The advantages of an electric propulsion system based on an electric motor are described in this work. Various types of electric machines used in the construction of ship electrical propulsion systems are also considered. The choice of the reactive electric machine in ship propulsion systems was made. Various types of reactive electric machines and prospects of their use in the electric drive are considered; possible ways of their optimization (energy indicators, mass-dimensional characteristics) are shown. A comparative analysis of the reactive electric machines designs and their competitive advantages between themselves and the classic
electric machines used in the electric drive is performed. Machines with different winding designs are considered, the longitudinal and transverse inductance ratios of the various types of motors are shown, which are the criterion for assessing the structure quality. The machines with a gear stator and a rotor are described in detail, the possibility of their optimization is proved by the criterion of a minimum of pulsations of
the electromagnetic moment. A description is given for a synchronous reluctance machine with anisotropic.
Описание:
Самосейко Вениамин Францевич, д-р техн. наук, профессор кафедры «Электропривод и электрооборудование береговых установок», Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург; samoseyko@mail.ru.
Шарашкин Сергей Владимирович, аспирант кафедры «Электропривод и электрооборудование береговых установок», Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова;
инженер 2 категории, Крыловский государственный научный центр филиал «ЦНИИ СЭТ», г. Санкт-Петербург; s_sharashkin@mail.ru.
V.F. Samoseyko1, samoseyko@mail.ru,
S.V. Sharashkin1,2, s_sharashkin@mail.ru
1Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg,
Russian Federation,
2Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russian Federation