Аннотации:
В качестве объекта исследования данной статьи выбран инклюзивный образовательный процесс в организации высшего образования. Предметом исследования в данном
случае выступают педагогические средства развития образованности без ущерба для здоровья обучающихся с ОВЗ в инклюзивном высшем образовании. При этом ставится цель,
состоящая в том, чтобы на теоретическом и практическом уровнях обосновать пути решения проблемы освоения обучающимися с ОВЗ социально востребованного уровня образованности без ущерба для их здоровья в условиях высшего инклюзивного образования.
В статье обоснована целесообразность обеспечения паритета образованности и здоровья
студентов с ОВЗ, проанализированы некоторые теоретические предпосылки обеспечения
паритета образованности и здоровья обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе вуза, проинтерпретировано понятие «здоровье студента с ОВЗ». Спроектирована система педагогических средств здоровьесбережения студентов с ОВЗ в инклюзивном высшем образовании. В качестве ее основных элементов выступают процессуальные
(упорядочение учебных нагрузок, рациональная организация учебного труда, индивидуализация графиков усвоения материала и выполнения учебных заданий, сочетание умственной и физкультурной деятельности) и сопровождающие (материально-технические
средства, санитарно-гигиенические условия, благоприятный психологический климат,
информационное обеспечение) резервы здоровьесбережения. Охарактеризованы подходы
к реализации вышеназванной системы в практике инклюзивного высшего образования.
В частности, предложено распределять обязанности по осуществлению здоровьесбережения между участниками инклюзивного образовательного процесса внутри вуза. С этой
целью имеет смысл использовать в практике инклюзивного высшего образования такую
форму, как консилиумы. В процессе их проведения на основе состояния здоровья, достигнутых успехов в образовании и образовательных потребностей различных обучающихся с ОВЗ рекомендовано определять те функции, которые следует взять на себя педагогам, и те, которые целесообразно доверить каждому студенту. Inclusive educational process in the organization of higher education is an object of research
in this article. The subject of research are the pedagogical means of developing education that
keep safe the health of the disabled students in inclusive higher education. At the same time,
the goal is to substantiate, at the theoretical and practical levels, the ways to solve the problem of
mastering the socially demanded level of education of the disabled students avoiding harm
to their health in the context of higher inclusive education. The article substantiates the feasibility
of ensuring parity of education and health of the disabled students; analyzes some theoretical prerequisites
for ensuring the parity of education and health of the disabled students, interprets the
concept of “health of a disabled student”. Its main elements are procedural (streamlining of training
loads, rational organization of education work, individualization of schedules for mastering material
and performing training tasks, a combination of mental and physical culture activities) and
accompanying (material and technical means, sanitary conditions, favorable psychological climate,
information provision) reserves for health protection. The approaches to the implementation
of the above system in the practice of inclusive higher education are characterized. The author
offers to distribute responsibilities for the implementation of health protection between the participants
of an inclusive educational process within the university. Thus, it makes sense to use in
the practice of inclusive higher education such a form of support as consultancy. Providing
consultancy based on health status, educational attainment and educational needs of various disabled
students, the author recommends identifying the functions that teachers should take on and
those that should be entrusted to each student.
Описание:
Сериков Сергей Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск,
serikov06@mail.ru. S.G. Serikov, serikov06@mail.ru
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation