Resumen:
Современная социальная и политическая обстановка в стране и в международном
пространстве определила актуальность генеральной идеи выбранного исследования –
воспитание нравственно-ценностного отношения курсантов военных вузов к будущей
профессии офицера. В статье авторами представлены результаты изучения отечественной
законодательной базы, детерминирующей тенденции в обучении и воспитании граждан в
целом: гуманизация, гуманитаризация, качество образования, приоритетность патриотического воспитания молодежи и т. п., а также теоретический анализ специфики высшего
военного образования: регламент воспитательной работы с переменным и постоянным
составом, нравственное воспитание курсантов военных вузов, формирование у военно-
служащих патриотизма как части их профессиональной компетентности. Определено, что
нравственно-ценностное отношение курсантов к будущей профессии является сформированной у них (в рамках образовательной среды высшего военного учебного заведения)
системы ценностей и ценностных ориентаций. Изучена роль музыкального искусства как
педагогического условия морально-психологического становления курсантов в ходе
учебно-воспитательной работы. Апплицирован в образованной практике раздел дисциплины «Культурология», посвященный музыкальному искусству, призванному интегрировать знания, умения и навыки будущих выпускников военных вузов в области иных видов искусств, педагогики и психологии; актуализировать эмоциональные и волевые свойства личности каждого курсанта; содействовать воспитанию чувства патриотизма. The paper presents the results of the study of the national legislative documents that determine
the trends in education of citizens in general: humanization, humanitarization, education
quality, priority of patriotic education of youth, as well as theoretical analysis of the specifics of
higher military education: the regulations for educational work with part-time and full-time staff,
the moral education of military cadets, the formation of patriotism in cadets as part of their professional
competence. Certainly, moral and value attitude of cadets to future profession is a
formed system of values and value orientations. The role of musical art as a pedagogical condition
of the moral and psychological formation of cadets in the course of teaching and education
work was studied. The course “Culturology” was tested in education process. The course is dedicated
to the musical art and aimed to integrate knowledge, skills of future graduates of military
universities in the field of other arts, pedagogy and psychology. The course tasks are to involve
emotional and strong-willed personality traits of every cadet and to encourage the development
of patriotism formation.
Descripción:
Кудрявцев Юрий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Методология инженерной деятельности», Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, kudryavtsevum@mail.ru.
Орехов Ян Владимирович, начальник оркестра, Казанское высшее танковое командное
Краснознаменное училище, г. Казань; аспирант кафедры «Методология инженерной деятельности», Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань,
yan-orekhov@yandex.ru
Казакова Ульяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Методология инженерной деятельности», Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, kazakova-ulyana@mail.ru. Yu.M. Kudryavtsev1, kudryavtsevum@mail.ru,
Ya.V. Orekhov1,2, yan-orekhov@yandex.ru,
U.A. Kazakova1, kazakova-ulyana@mail.ru
1Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation,
2Kazan Higher Tank Command Red Banner School, Kazan, Russian Federation