Аннотации:
В статье осмысливаются история живописи ХХ века в южноуральском регионе, точнее, в его центре — в Челябинске. Развитие данного вида искусства рассматривается в смысловом контексте глубинной онтологической сущности уральского искусства. Автор прослеживает связь изобразительного искусства с историко-культурными основаниями развития искусства, начиная с Петровского времени, и определяет живопись как вид искусства, имеющий значение
ядра в развитии изобразительных искусств. Дается историческая картина и художественно-стилевая оценка эволюции живописи монументальной и станковой в ушедшем столетии в центре Южного Урала вплоть до начала ХХI века. Развитие живописи раскрывается в связи с формами организации творческого труда в лице профессиональной организации — Челябинского отделения Союза художников ССС Р/России. Структурная модель исследования живописи челябинских художников строится на осях координат: пространственно-видовой и временной,
внутри определены главные персоналии, комплексно проанализированы их этапные произведения искусства. В статье дан аналитический обзор монументальной и станковой живописи столицы Южного Урала и ее мастеров, раскрывается образно-смысловое, жанрово-видовое своеобразие, особенности пластического языка южноуральской живописи, представляющей
собой интересный и малоизученный творческий пласт духовного наследия новейшей истории и современности. The article explains the history of twentieth century painting in the South Ural region, more precisely
in the center in Chelyabinsk. The development of this art form is seen in the semantic context of the underlying ontological essence of Ural art. The author traces the relationship of fine art with historical and cultural bases of the development of art, starting with Peter's time, and identifies the painting as an art form, has a kernel value in the development of fine arts. Given the historical pattern and stylistic evoluation of the monumental and easel painting in the past century in the center of the Southern Urals until the beginning of the twenty-first century. The development of painting
revealed in connection with the forms of organization of creative work in the face of a professional organization — the Chelyabinsk branch of the Union of artists of the USSR/Russia. Structural model of the study of painting artists in Chelyabinsk is based on the coordinate axes: spatial, species and temporal, within identified key personnel, analyzed their staged works of art. The article provides an analytical review of monumental and easel painting capital of the Southern Urals and its masters
revealed figuratively-meaning, genre-specific identity features of the plastic language of painting South Ural, which is a interesting and little known creative formation of the spiritual heritage of recent history and modernity.
Описание:
Трифонова Галина Семеновна, доцент, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории культуры» института социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия), директор Художественного музея ЮУрГУ. член
Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов — Общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков. E-mail: trifonovagalina@rambler.ru
G. S. Trifonova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
trifonovagalina@rambler.ru