Abstract:
В рецензии представлены результаты осуществленного анализа и дана характеристика содержания монографии, посвященной истории развития системы начального образования в самых крупных губерниях в составе Оренбургского учебного округа (Оренбургской и Уфимской губерниях) в начале XX в. и до Первой мировой войны. Подчеркнуто, что это первое в уральской историографии комплексное исследование данной проблемы. Дана характеристика источниковой базы монографии, раскрывается степень научной изученности темы, представленной автором. Подчеркнуто, что А.В. Суворова убедительно доказала необходимость реформ в области образования, дала подробный анализ государственной политики и общественных инициатив перехода к всеобщему начальному образованию, показала, что закон от 3 мая 1908 г. способствовал значительному росту финансирования начальной школы, расширению школьной сети, увеличению численности обучающихся. Отмечено стремление автора монографии выявить региональную специфику образования, которая связана с этническими особенностями изучаемых губерний. Указано, что А.В. Суворовой воссоздан социальный облик педагога, его материальное положение и быт. Она раскрыла процесс взаимодействия педагога, ученика и его семьи в условиях перехода к всеобщему начальному обучению. Обращено внимание на
вывод автора монографии о том, что в Оренбургской и Уфимской губерниях реформы в сфере образования осуществлялись без административного принуждения и в условиях расширяющейся общественной инициативы.In a review of the results of the analysis carried out and the characteristic of the content of a
monograph devoted to the history of the development of the system of primary education in the largest gubernias as part of the Orenburg educational district (Orenburg and Ufa gubernias) in the beginninof XX century. and before the First World War. It was emphasized that this is the first comprehensivestudy of this problem in the Urals historiography. The characteristic of the source database of the monograph are given, the degree of scientific study of the topic presented by the author is revealed.
It was emphasized that A.V. Suvorova convincingly demonstrated the need for reforms in the field of education, gave a detailed analysis of state policy and public initiatives of the transition to universal primary education, showed that the law of May 3, 1908 contributed to a significant increase in funding for primary school, the expansion of the school network, the increase in the number of students. Was noted the desire of the author of the monograph to reveal the regional specificity of education, which
is connected with ethnic peculiarities of the studied provinces. It was indicated that A.V. Suvorova recreated the social appearance of the teacher, his financial situation and way of life. She revealed the process of interaction between a teacher, a student and his family in the context of transition to universal primary education. Attention is drawn to the conclusion of the author of the monograph that in the Orenburg and Ufa gubernias the reforms in the sphere of education were carried out without administrative coercion and in the conditions of expanding social initiative.
Descrizione:
Журавлева Вера Анатольевна, доктор исторических наук, доцент, кафедра социально-правовых и гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Златоусте (г. Златоуст Челябинская область, Россия). E-mail: zhuravlvera@yandex.ru
Мирошни ченко Мария Ильинична, доктор исторических наук, доцент, кафедра отечественной и зарубежной истории, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия).
E-mail: mmi74@yandex
V. A. Zhuravleva, M. I. Miroshnichenko
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation