Репозиторий Dspace

Применение скрининговых шкал в нейропсихологической реабилитации: возможности, требования и ограничения

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Рассказова, Е.И.
dc.contributor.author Ковязина, М.С.
dc.contributor.author Варако, Н.А.
dc.contributor.author Rasskazova, E.I.
dc.contributor.author Kovyazina, M.S.
dc.contributor.author Varako, N.A.
dc.date.accessioned 2021-01-27T08:54:48Z
dc.date.available 2021-01-27T08:54:48Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Рассказова, Е.И. Применение скрининговых шкал в нейропсихологической реабилитации: возможности, требования и ограничения / Е.И. Рассказова, М.С. Ковязина, Н.А. Варако // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2016. – Т. 9, № 3. – С. 5–15. DOI: 10.14529/psy160301 Rasskazova E.I., Kovyazina M.S., Varako N.A. Screening Scales in Neuropsychological Rehabilitation: Opportunities, Requirements and Limitations. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2016, vol. 9, no. 3, pp. 5–15. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy160301 ru_RU
dc.identifier.issn 2071-3053
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/32285
dc.description Рассказова Елена Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник лаборатории медицинской психологии Федерального государственного научного учреждения «Научный центр психического здоровья» (Москва), e.i.rasskazova@gmail.com Ковязина Мария Станиславовна, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва), kms130766@mail.ru Варако Наталия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва), nvarako@mail.ru E.I. Rasskazova1,2, e.i.rasskazova@gmail.com M.S. Kovyazina1, kms130766@mail.ru N.A. Varako1, nvarako@mail.ru 1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation 2 Mental Health Research Center, Moscow, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Популярность скрининговых шкал в оценке когнитивных функций в нейропсихологической реабилитации нередко сопряжена с прямым их заимствованием за рубежом, недостаточной апробацией и неправомерными выводами. В статье на примерах анализа шкал «Montreal Cognitive Assessment» и «Mini-Mental State Examination» рассматриваются требования, трудности и условия применения стандартизованных инструментария для исследования когнитивных функций в отечественной нейропсихологии. Рассматриваются четыре группы требований: (1) учет теоретических оснований инструмента, (2) учет сферы, условий и задач их применения, (3) их апробация и валидизация в России, (4) выбор психометрических показателей с учетом междисциплинарных требований и задач реабилитации. В связи с влиянием выбранного исследователем того или иного нейропсихологического подхода на процесс, принципы и результаты нейропсихологической диагностики, а также на постановку задач и выбор методов реабилитации, обосновывается необходимость отдельного анализа принципов нейрокогнитивного подхода в сопоставлении с системнодинамическим подходом к локализации высших психических функций. Рассматривается положение, что результаты нейропсихологического обследования, полученные в рамках одного подхода, могут быть осмыслены, квалифицированы и обоснованы в рамках другого подхода, но не могут быть перенесенными напрямую. Скрининговые инструменты ограничены задачей выявления лиц групп риска для их последующего более детального обследования и оценки общей динамики показателей в больших группах, не подменяя при этом нейропсихологического обследования. В соответствии с принципами нейрокогнитивного подхода, на котором они основаны, их применение требует доказательства не только лингвистической, но и конструктной, измерительной и метрической эквивалентности оригиналу. Выбор психометрических показателей, важных для обоснования применимости ме- тодики, неоднозначен и зависит от целей (диагностики, реабилитации, экспертизы и др.), целевой группы и междисциплинарных требований. Popularity of screening scales in the assessment of cognitive functions in neuropsychological rehabilitation often involves their direct adoption in Russia without appropriate approbation and improper conclusions. In the article based on the examples of Montreal Cognitive Assessment and the Mini-Mental State Examination we consider the requirements, limitations and conditions for the use of standardized instruments in cognitive neuropsychology in Russia. We consider four groups of requirements: (1) taking into account the theoretical basis of the methodic, (2) keeping the scope, conditions and samples described for the instrument, (3) adaptation and validation in Russia, (4) the choice of psychometric indicators that take into inter-disciplinary demands and goals for rehabilitation. Since the process, the principles and the results of neuropsychological diagnostics, as well as setting goals and selection methods for rehabilitation depend on the neuropsychological approach that the specialist uses, comparison of neurocognitive approach with the system-dynamic approach to localization of higher mental functions is necessary. The results of neuropsychological testing, based on one theoretical approach can be understood, qualified and substantiated within the framework of a different approach, but not directly transferred. Screening tools have a limited task of identifying high-risk groups for subsequent more detailed examination and if dynamics of the large groups is assessed, but they cannot substitute neuropsychological examination. In accordance with the principles of neurocognitive approach on which screening tools are based, their use requires to proove not only linguistic, but also the construct, measurement and metric equivalence to the original version of the test. Choice of psychometric properties that are important to justify the applicability of the instrument for concrete rehabilitation tasks is ambiguous and depends on the objectives (diagnostics, rehabilitation, expertise, etc.), target groups and interdisciplinary requirements. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Психология ru
dc.relation.ispartof Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Psikhologiya en
dc.relation.ispartof Bulletin of SUSU en
dc.relation.ispartof Bulletin of South Ural State University en
dc.relation.ispartofseries Психология;Т. 9
dc.subject УДК 159.9.07 ru_RU
dc.subject УДК 159.9:61 ru_RU
dc.subject ББК Ю975 ru_RU
dc.subject психология ru_RU
dc.subject нейропсихологическая диагностика ru_RU
dc.subject нейропсихологическая реабилитация ru_RU
dc.subject скрининговые шкалы ru_RU
dc.subject MoCA ru_RU
dc.subject MMSE ru_RU
dc.subject Psychology ru_RU
dc.subject neuropsychological diagnostics ru_RU
dc.subject neuropsychological rehabilitation ru_RU
dc.subject screening scales ru_RU
dc.subject MoCA ru_RU
dc.subject MMSE ru_RU
dc.title Применение скрининговых шкал в нейропсихологической реабилитации: возможности, требования и ограничения ru_RU
dc.title.alternative Screening Scales in Neuropsychological Rehabilitation: Opportunities, Requirements and Limitations ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/psy160301


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись