Аннотации:
В публикации обсуждаются основные теоретически положения, способствующие
унификации содержания предъявляемой инструкции в психологическом эксперименте. Отдельно отмечается роль инструкции в психофизиологическом исследовании, модулирующая ход эксперимента. Публикация посвящена: выявлению связей принципа решения задачи испытуемыми, а также связи этого процесса с динамикой успешности решения вербальных задач экспериментальной серии; выявлению психофизиологических коррелятов (с помощью метода электроэнцефалографии – ЭЭГ), сопровождающих процесс успешного и неуспешного решения мыслительных задач. В качестве мыслительных задач
использовалась методика М.А. Холодной «Обобщение трёх слов» (2012), кроме того, испытуемым предлагалось определить субъективное понимание инструкции в периоды до и после решения серии задач. Для обработки сигнала ЭЭГ, регистрируемого в процессе решения заданий, использовался метод вычисления фрактальной размерности сигнала ЭЭГ. Представлены выводы о локализациях мозговой активности в процессе решения мыслительных задач. This article discusses the main theoretical positions that contribute to the unification of instructions
in a psychological experiment. It is specially noted the role of instruction in psychophysiological research that modulate behavior of the experiment. The study is devoted to revealing the relationship of principle of problem solving, as well as the relationship of this process with the dynamics of the success of the verbal tasks solving in experimental series; revealing psychophysiological correlates (by using the method of electroencephalography – EEG), accompanying the process of successful and unsuccessful solution of intellectual tasks. The method of “Generalization
of three words” (Kholodnaya M.A., 2012) was used as tasks. In addition, we asked
examinees to determine the subjective understanding of the instruction before and after solving of tasks series. The EEG signal recorded in the process of solving problems, method of calculating EEG signal is fractal dimension. Conclusions are presented about localization of brain activity in course of solving intellectual tasks.
Описание:
Голованова Ирина Валерьевна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), SPIN: 2852-7406, ResearcherID: L-3678-2017, https://orcid.org/0000-0002- 0826-6386, ir.golovanova@gmail.com
Балин Виктор Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, кафедра медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), viktorbalin@yandex.ru
I.V. Golovanova, ir.golovanova@gmail.com
V.D. Balin, viktorbalin@yandex.ru
Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation