Resumen:
Данная статья посвящена рассмотрению криминологических и психологических
способов выявления скрываемых обстоятельств преступления, которые можно
использовать при раскрытии преступлений, в случаях, когда необходимо установить
ход событий, факт совершения преступления, а также если подозреваемые скрывают обстоятельства противоправного действия. Следствию бывает трудно установить то, что может знать только непосредственный участник и исполнитель противоправного действия. В ходе допроса сотрудник правоохранительных органов должен получить сведения о фактической стороне расследуемого события и дать оценку этим сведениям. Квалифицированное проведение допроса требует учета психологических особенностей личности подозреваемого, закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений. Центральными психологическими проблемами допроса являются диагностика истинности, получения правдивых показаний и изобличение ложных. Отдельные стороны события могут утаиваться, поэтому фактическую осведомленность допрашиваемого нельзя установить путем пассивного слушания, о ней можно получить информацию, используя систему приемов, основанных на знании психики человека. Объектом анализа при допросе является сообщаемые допрашиваемым сведения. В ходе проведенного эксперимента авторы выявили речевые паттерны, а также особенности невербального поведения подозреваемых, скрывающих обстоятельства кражи. В эксперименте установлены некоторые ориентиры, которые пригодны для поиска «опасных зон». Все вышеизложенное в статье может рассматриваться в аспекте возможного применения при раскрытии преступлений. The article deals with criminological and psychological ways of revealing covered circumstances of a crime that can be used to disclose crimes, in cases where it is necessary to establish the course of events, the fact of committing a crime, and also if suspects hide circumstances of unlawful action. Investigators may find it difficult to establish
what only the immediate participant and the perpetrator of the unlawful action can
know. During interrogation, the law enforcement officer should receive information
about the actual course of the event being investigated and give an assessment of this
information. A qualified interrogation requires taking into account the psychological
characteristics of the suspect's personality, the patterns of forming figurative representations, understanding the general tendencies of personal reconstruction of these representations. The central psychological problems of interrogation are diagnosing the truth, obtaining truthful testimony and exposing false ones. Individual parts of the event can be withheld, so the actual awareness of the interrogated person cannot be established through passive listening, the information can be obtained using a system of methods based on the knowledge of the human psyche. The object of analysis during interrogation is information reported by the interrogated person. In the course of the experiment, the authors identified speech patterns, as well as features of non-verbal behavior of suspects, concealing the circumstances of theft. In the experiment, some guidelines have been established that are suitable for searching "dangerous zones". All of the foregoing in the article can be considered in terms of possible application in disclosing crimes.
Descripción:
Артемьева Жанна Галимжановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск. E-mail: zanart@mail.ru.
Классен Максим Александрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: maklassen@yandex.ru.
Zhanna Galimzhanovna Artemyeva – Candidate of Sciences (Pedagogical), аssociate professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Object Methods, South Ural State University for the Humanities and Pedagogy, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: zanart@mail.ru.
Maxim Alexandrovich Klassen – Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Criminal Law, Criminology and Penal Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: maklassen@yandex.ru.