Abstract:
В статье рассматриваются возможность наличия второго иностранного гражданства у граждан России, Беларуси и Казахстана, национальные особенности получения гражданства в названных государствах иностранными гражданами, виды юридической ответственности за нарушения законодательства о гражданстве.
«Двойное гражданство» подразумевает наличие у человека паспортов и
равнозначных правовых статусов гражданина двух государств, между которыми
подписаны соответствующие международные соглашения о двойном гражданстве.
Россияне (белорусы) также могут иметь гражданство и паспорт иных государств, с
которыми у России (Беларуси) отсутствуют международные договоры о двойном
гражданстве, но в этом случае обладатели двух или даже нескольких гражданств на
территории России не рассматриваются властью как «двойные граждане». В первом случае государство признает человека не только своим гражданином, во втором – игнорирует его заграничные документы. Если «двойное гражданство» приносит своему владельцу в основном преимущества, то «второе гражданство» несет ряд отрицательных последствий для имеющего второе гражданство лица. У Казахстана самые жесткие законодательные требования по этому явлению.
Размышляя на тему института гражданства в дружественных государствах, автор приводит предложения по унификации законодательства о гражданстве России,
Беларуси, Казахстана в части прав и обязанностей своих граждан при получении
гражданства иного государства.The article considers the possibilities of having a foreign citizenship for citizens of Russia, Belarus and Kazakhstan, focuses on national features of granting citizenship to foreigners in these countries, enumerates the types of legal liability for violating the legislation of citizenship. “Dual citizenship” implies having passports and equivalent legal status of citizenship of two states which have signed the mutual international agreements on the dual citizenship. Russian (Belarusian) citizens can also have citizenship and passports of other states with which Russia (Belarus) does not have the international agreements on dual citizenship. In this case people having two or more citizenships on the territory of the Russian Federation are not viewed as people having a dual citizenship. In the first case, the state considers a person more than its citizen, in the second one it ignores foreign documents of a person. If the dual citizenship brings advantages to its owner, the second citizenship leads to negative consequences for the owner. Kazakhstan has the hardest legislative requirements on this issue. Reflecting on the institution of citizenship in friendly nations, the author comes up with proposals concerning unification of the citizenship legislation of Russia, Belarus
and Kazakhstan relating to citizen’s rights and liabilities in case of becoming a citizen of
another state.
Descrizione:
Смашникова Татьяна Борисовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: tat-sma@mail.ru.
Tatiana Borisovna Smashnikova – Candidate of Science (Law), Associate Professor of Theory of State and Law Department, of Constitutional and Administrative Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: tat-sma@mail.ru.