Abstract:
Уровень технической подготовленности студентов-футболистов, поступивших в университет и выбравших отделение футбола для занятий физической культурой в институте,
с каждым годом становится ниже. Это заставляет искать новые пути повышения качества
тренировочного процесса. Цель исследования – совершенствование индивидуальной
технической подготовки футболистов 18–20 лет, с учетом особенностей проявления у них
моторной асимметрии. Материалы и методы. Анализ учебно-методической литературы и
тренировочного процесса студенческих футбольных команд показал, что в учебно-тренировочном процессе отсутствует целенаправленное выполнение технико-тактических приемов
субдоминантной ногой. Исследования проводились в учебных группах по футболу 1-го года
обучения Уральского федерального университета. Были сформированы 2 группы: контрольная группа – 23 студента и экспериментальная группа – 22 студента. До и после проведения педагогического эксперимента у студентов-футболистов определен уровень физической и технической подготовленности, эмоционально-психологического состояния участников эксперимента. Для проверки достоверности полученных в ходе эксперимента
результатов были использованы методы математической обработки, а также методы статистической проверки (t-критерий Стьюдента, Т-критерий Уайта). Результаты. Выполнение технических приемов субдоминантной ногой на занятиях по футболу способствует
повышению уровня выполнения технико-тактических действий в соревновательной деятельности. Показатели качества исполнения технико-тактических действий и уровень эмоционально-психологического состояния студентов экспериментальной группы были выше
показателей контрольной группы. Данный результат получается при выполнении технических приемов на тренировке и в официальной игре. Заключение. Методика повышения
индивидуального уровня технической подготовленности с учетом моторной асимметрии
спортсменов дополняет теорию и методику студенческого футбола. Применение данной
методики повышает уровень выполнения технических приемов субдоминантной ногой,
а также эмоционально-психологическое состояние занимающихся. The technical fitness levels in students-footballers who were enrolled in the University and
chose football section for physical education classes keep on decreasing over years. This means
that new ways to improve the training process quality are to be found. Aim. To enhance individual
technical fitness of 18–20-year-old footballers considering motor asymmetry specifics in
them. Materials and Methods. Literature review and analysis of training process of student
football teams have shown that educational and training process lacks a targeted technical and
tactical exercising of a subdominant leg. The studies were conducted in the study football groups
of the 1st year of the Ural Federal University. 2 groups were formed: the control group including
23 students and the experimental group including 22 students. Before and after the pedagogical
experiment the levels of physical and technical fitness, and emotional and psychological state
were assessed in students-footballers. The significance of the experiment results was checked
using mathematical processing methods and statistical methods (Student’s t-test, White test).
Results. Technical exercising of a subdominant leg during the football classes improves the level
of technical and tactical performance in competitive activity. The indicators of technical and tactical
performance and level of emotional and psychological state in the experimental group students
were higher than in the control group. This result is observed for performed techniques during
training and official games. Conclusion. Method for improving the individual level of technical
fitness considering athletes’ motor asymmetry complements the theory and principles of student’s
football. Application of this method increases the performance of technical exercising of
a subdominant leg and improves students’ emotional and psychological state.
Description:
Шамонин Андрей Валентинович, кандидат педагогических наук, доцент, учитель физической культуры высшей квалификационной категории, Одинцовская гимназия № 14, г. Одинцово,
amydr@bk.ru.
Банников Сергей Евгеньевич, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры игровых видов спорта, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский
федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург,
amydr@bk.ru.
Минязев Ринат Индусович, старший преподаватель кафедры игровых видов спорта, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, amydr@bk.ru.
Гончарова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры игровых видов спорта,
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, amydr@bk.ru. A.V. Shamonin1, S.E. Bannikov2, R.I. Minyazev2, E.A. Goncharova2, amydr@bk.ru
1Gymnasium № 14, Odintsovo, Russian Federation,
2Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg,
Russian Federation