Аннотации:
Цель. Улучшение показателей функционального состояния дыхательной системы и
физической подготовленности студентов специальных медицинских групп (СМГ) в ходе применения экспериментальных комплексов статодинамических упражнений на занятиях физической культурой. Материал и методы. Педагогический эксперимент проводился с октября 2017 г. по январь 2018 г. на базе Кировского государственного университета, г. Киров. В эксперименте приняли участие студенты в возрасте 18–21 года, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (сердечно-сосудистые, респираторные заболевания, избыточная масса тела). Применялись следующие методы: 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2. Педагогическое тестирование.
3. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. 4. Методы математической статистики. Результаты. Анализ изменения среднегрупповых показателей в контрольной (КГ) и в экспериментальной (ЭГ) группах от начала к концу педагогического эксперимента показал, что в функциональном состоянии дыхательной системы студентов ЭГ в сравнении с КГ наблюдаются положительные и достоверные изменения (P < 0,05). Также в ЭГ сократилось количество студентов, имеющих избыточную массу тела. Заключение. Полученные результаты позволяют утверждать, что использование экспериментальных комплексов статодинамических упражнений на занятиях физической культурой способствует улучшению функционального состояния дыхательной системы студентов СМГ. Aim. The aim of this study is to improve the respiratory system and physical fitness in students
from special medical groups (SMG) by means of static and dynamic experimental exercises introduced into PE lessons. Materials and methods. The pedagogical experiment was conducted from October 2017 to January 2018 on the premises of the Kirov State University, Kirov. This experiment involved students aged 18–21 belonging to a special medical group (cardiovascular and respiratory diseases, excess weight). During the study we used the following methods: 1. theoretical analysis and literature review; 2. pedagogical testing; 3. summative and formative pedagogical experiments; 4. methods of mathematical statistics. Results. The analysis of mean group values in the control (CG) and experimental (EG) groups throughout the experiment revealed that there are significant positive changes in the functional state of the respiratory system in students from the experimental group in comparison with the control group (p < 0.05). There is
a decrease in the number of students with excess weight in the experimental group. Conclusion. The results obtained allow us to confirm that implementation of static and dynamic experimental exercises during PE lessons contributes to improving the functional state of the respiratory system in students from special medical groups.
Описание:
Попереков Владислав Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров, ул. Орловская, 12. E-mail: v_poperekov@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-6786-2727.
Булдакова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Вятский государственный университет. 610007, г. Киров, ул. Ленина, 198, учебный корпус № 15. E-mail: kaf_pedagogics@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-1069-9137.
Бандаков Михаил Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров, ул. Орловская, 12. E-mail: afk2@vshu.kirov.ru, ORCID: 0000-0002-8605-301X.
Суетина Ксения Михайловна, магистрант II курса факультета физической культуры и
спорта, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров, ул. Орловская, 12. E-mail: km_suetina@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-4245-8023.
Овсянникова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров, ул. Орловская, 12. E-mail: usr11214@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2082-7219.
V.S. Poperekov, v_poperekov@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-6786-2727,
N.V. Buldakova, kaf_pedagogics@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-1069-9137,
M.P. Bandakov, afk2@vshu.kirov.ru, ORCID: 0000-0002-8605-301X,
K.M. Suetina, km_suetina@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-4245-8023,
E.Yu. Ovsyannikova, usr11214@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2082-7219
Vyatka State University, Kirov, Russian Federation