Resumen:
Цель: оценка функционального состояния центральной нервной системы у студентов
по показателям сенсомоторных реакций на воздействие слабоструктурированной информации. Организация и методы исследования. В обследовании приняли участие 97 студенток, средний возраст которых составил 19,2 ± 1,2 лет. Оценка физиологических эффектов воздействия слабоструктурированной информации (далее – ССИ) осуществлялась в
условиях решения задач с повышенными требованиями к проявлению вербального интеллекта. Недостаточность инструкции к решению задач характеризует работу с информацией
как со слабоструктурированной. В основе модели ССИ лежит методика Векслера. Совокупность физиологических эффектов в ответ на воздействие СИИ фиксировали с помощью
аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест». Тестирование («Простая зрительно-
моторная реакция» и «Реакция на движущийся объект») проводили непосредственно до и
после воздействия ССИ. Анализировали латентное время ПЗМР и интегральные показатели функционального состояния ЦНС: функциональный уровень системы, устойчивость
реакции и уровень функциональных возможностей, а также количественные показатели
точности двигательных реакций испытуемых. Результаты. Информативными показателями реактивности ЦНС у студентов в динамике выполнения заданий по обработке ССИ являются количество точных реакций, функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР) и уровень функциональных возможностей (УФВ). Выявлены особенности реактивности ЦНС у студентов при воздействии ССИ. Проявление психомоторных
функций под воздействием ССИ у лиц с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов, точности реагирования отражается в различных функциональных
состояниях: готовности – у лиц с подвижностью нервных процессов и высокой точностью
реакции; мобилизации – у студенток с выраженной инертностью нервных процессов, высокой точностью сенсомоторной реакции на фоне незначительно сниженного уровня
функциональных возможностей. Заключение. Установлено, что воздействие ССИ на организм сопровождается формированием функциональной системы, реализующей вариант
реактивности ЦНС. Последовательность развертывания реакций мобилизации или готовности обусловлены различным соотношением функциональной подвижности нервных
процессов и точности сенсомоторных реакций. Aim: the aim of this article is to estimate the functional condition of the central nervous system
in students under the influence of weakly structured information on the parameters of sensorimotor
reactions. Materials and methods. We examined 97 female students with the average age of
19.2 ± 1.2 years. We estimated physiological effects of the influence of weakly structured information
(WSI) in the conditions of doing tasks with increased demands to the manifestation of
verbal intellect. The lack of instruction for doing the task characterizes work with information
as a weakly structured. The WSI model is based on the Wechsler’s method. We registered
the combination of physiological effects in response to the influence of WSI using NS-Psychotest
computer appliance. We conducted tests (Common hand-eye reaction and Reaction to a moving
object) just before and after the influence of WSI. We analyzed the latent time of common hand-eye
reaction and the parameter of functional condition of the central nervous system: functional level
of the system, reaction stability, level of functional capacities, and the quantitative parameters of
the accuracy of motor reactions. Results. The informative parameters of the central nervous system
reactivity of students in the dynamics of performing the tasks on WSI processing are quantity
of accurate reactions, functional level of the system (FLS), reaction stability (RS) and level of
functional capacities (LFC). We revealed the peculiarities of the central nervous system reactivity
in students under the influence of WSI. The manifestation of psychomotor functions under the influence
of WSI in persons with the different level of the functional mobility of nervous processes
and reaction accuracy are registered in different functional conditions: readiness is revealed in
persons with the mobility of nervous processes and high accuracy of reaction; mobilization is revealed
in female students with the pronounced inertia of nervous processes and high accuracy of
sensorimotor reaction together with the insignificant decrease in the level of functional capacity.
Conclusion. We established that the influence of WSI on body is accompanied by the formation
of functional system realizing the variant of the central nervous system reactivity. The sequence
of the development of reaction mobilization or readiness is determined by the different ratio of
the functional mobility of the nervous processes and accuracy of sensorimotor reactions.
Descripción:
Байгужин Павел Азифович, доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: baiguzhinpa@cspu.ru, ORCID ID:
http://orcid.org/0000-0002-4748-241X.
Шибкова Дарья Захаровна, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным
и экстремальным факторам среды», Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: shibkova2006@mail.ru,
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8583-6821. P.A. Baiguzhin, baiguzhinpa@cspu.ru, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4748-241X,
D.Z. Shibkova, shibkova2006@mail.ru, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8583-6821
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation