Аннотации:
В данной статье описывается оригинальная структурно-иерархическая дидактическая (СИД) модель электронного обучения. В основе модели лежит четырехуровневая методическая база знаний. Первый уровень включает в себя комплекс электронных учебных энциклопедий по различным областям знаний. Второй уровень включает в себя электронные учебные курсы. Модель поддерживает структурирование электронного учебного курса по дидактическим компонентам (вертикальное слоение) и уровням детализации (горизонтальное слоение). Третий уровень включает в себя комплекс рабочих учебных программ. Четвертый уровень включает в себя комплекс ФГОС ВО. Отличительной особенностью СИД модели является деление образовательных объектов на дидактические компоненты. Это позволит, во-первых, производить автоматическую верификацию дидактической полноты электронного учебного курса. Во-вторых, включать части одного курса в другой без потери дидактической структуры. В-третьих, выделять из электронного учебного курса отдельный дидактический слой и на его основе автоматически формировать специализированные учебно-методические материалы: конспекты лекций, сборники задач, экзаменационные тесты и др. Описаны основные операции СИД модели, на основе которых предложены алгоритмы по анализу образовательных программ и электронных учебных курсов. В заключении дается краткая сводка результатов и направления дальнейших исследований. This article describes the original Structural-Hierarchical Didactic (SHD) model of e-learning. The model is based on a four-level methodological knowledge base. The first level includes a set of electronic educational encyclopedias in various fields of knowledge. The second level includes e-learning courses. The model supports the structuring of e-learning course on didactic components (vertical structuring) and levels of detail (horizontal structuring). The third level includes a set of syllabuses. The fourth level includes a set of a federal state educational standard of higher education (FSES HE). A distinctive feature of the SHD model is the division of educational objects into didactic components. This will allow, firstly, to automatically verify the didactic completeness of the electronic training course. Secondly, to include parts of one course in another without losing the didactic structure. Thirdly, to select a separate didactic layer from the electronic training course and, based on it, automatically generate specialized training materials: lecture notes, task collections, exam tests, etc. The basic operations of the SHD model are described, based on which analysis algorithms are proposed syllabuses and e-learning courses. In conclusion, a brief summary of the results and directions for further research is given.
Описание:
Силкина Надежда Сергеевна, старший преподаватель, кафедра системного программирования, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск, Российская Федерация)
Соколинский Леонид Борисович, д.ф.-м.н., профессор, кафедра системного программирования, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск, Российская Федерация)
N.S. Silkina, L.B. Sokolinsky
South Ural State University (pr. Lenina 76, Chelyabinsk, 454080 Russia)
E-mail: SilkinaNS@susu.ru, Leonid.Sokolinsky@susu.ru