Аннотации:
Рассматривается актуальность развития творческих способностей учащихся в современном мире и значение творческого лидерства педагогов как устойчивого личностного свойства и как эффекта влияния. Представлены результаты эмпирического исследования творческого лидерства педагогов как ресурса педагогического влияния. Определение стиля лидерства педагогов осуществлялось с помощью концепции многофакторного лидерства Б. Басса. Для исследования эффектов влияний субъектов в совместной творческой деятельности и за пределами актуального взаимодействия применялась проективная методика «Периодическое стимульное пространство» В исследовании приняли участие 11 педагогов и 63 учащихся старших классов МАОУ № 94 г. Челябинска. Установлено, что творческое лидерство педагогов как совокупность влияний на учеников в совместной деятельности (интерэффекты личностного стиля) и за ее пределами (метаэффекты личностного стиля) связано с индивидуальными особенностями их активности (личностным стилем). Было установлено, что педагоги с «установочным стилем активности» чаще оказывают «эффекты согласованного выбора общего», в то время как педагоги с «надситуативным стилем активности» несколько чаще оказывают «эффект восхождения к общему». У педагогов с выраженными установками трансформационного лидерства преобладают такие стимулирующие метаэффекты влияния на учеников, как усиление тенденции продуктивной активности за пределами актуального взаимодействия (метаэффект «резонанса»). The article presents results of an empirical study of the teachers’ creative leadership as a resource of pedagogical influence. The study involved 11 teachers and 63 high school students of the school No. 94 in Chelyabinsk. It has been established that the creative leadership of teachers as a set of influences on students in joint activities (inter-effects of the personal style) and beyond (meta-effects of the personal style) is associated with the individual characteristics of their activity (personal style). In teachers with pronounced attitudes of transformational leadership stimulating meta-effects for students are dominated.
Описание:
Тимощенко Анастасия Сергеевна, аспирант факультета «Психология», кафедра «Психология развития и возрастное консультирование», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), nastena-m82@mail.ru
Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», профессор кафедры «Психология развития и возрастное консультирование», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), griazevadobshinskaiavg@susu.ru
Кадышева Марина Валерьевна, педагог-психолог, МАОУ СОШ № 94 (Челябинск), marikad78@mail.ru
A.S. Timoshchenko1, nastena-m82@mail.ru
V.G. Gryazeva-Dobshinskaya1, griazevadobshinskaiavg@susu.ru
M.V. Kadysheva2, marikad78@mail.ru
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 Secondary School No. 94, Chelyabinsk, Russian Federation