Аннотации:
Переход к цифровой цивилизации, которая является визитной карточной третьего тысячелетия,
порождает новую социальную реальность, виды деятельности, которые требуют
непрерывного обучения. Для анализа путей цифровой трансформации непрерывного
образования в статье рассмотрена общая картина жизнедеятельности человека в новом цифровом пространстве. Для представления исследования использована модель нахождения
человека в непрерывном многомерном цифровом потоке. Поток - это не просто временное
погружение в цифровую реальность, а новая непрерывно изменяющаяся среда обитания, в которой наряду с естественными биологическими (витальными) потребностями
на первый план выходит деятельность нейронных сетей головного (часто и спинного)
мозга, который, обрабатывая сенсорные сигналы определенного диапазона, формирует
для человека новую реальность, основанную на цифровом восприятии, представлении и даже сознании. В статье дано определение понятия «непрерывный цифровой поток интернет-
пространства». Показано, что в человеческом мозге, долго находящемся в цифровом
потоке, происходят неизбежные изменения. Приведена оценка времени пребывания мозга человека в цифровом потоке. Огромное, все возрастающее количество людей во всем мире находится в прямом сенсорном соединении с цифровым пространством, загружая
свои сенсорные каналы интенсивным потоком данных с повышающейся скоростью.
Цифровые трансформации непрерывного образования происходят в ситуации, когда
ребенок, подросток, молодой человек погружен в цифровое виртуальное интернетпространство
обучения и социализации. Биологическая адаптация человека в непрерывном
интернет-потоке может проходить по позитивному и негативному типу. Представлены черты негативного типа адаптации: клиповое мышление, снижение потребности и способности
запоминать, интернет-зависимость, подверженность интернет-манипуляциям, деструктивные физиологические изменения. Также проанализированы черты позитивного типа адаптации в сети интернет: виртуальная познавательная и учебная деятельность; виртуальная игровая деятельность; виртуальная коммуникативная и социальная деятельность;
профессиональная деятельность в интернете; бизнес в интернете. Позитивные черты
часто тесно граничат с негативными адаптационными процессами. Представленный анализ обосновывает необходимость для нового витка отрасли педагогической науки - цифровой нейропедагогики, на методологической базе нейропедагогики, появившейся в конце XX века. Зарубежный часто встречающийся аналог - educational neuroscience или шире - cognitive neuroscience. Для исследования процессов дальнейшего погружения в суть поведения мозга в цифровом потоке формирование нового нейропедагогического знания необходимо для того, чтобы понять, как в этой новой среде сделать обучение и - шире - социализацию педагогически управляемым процессом. Transition to a digital civilization, which is the calling card of the third millennium, generates
a new social reality and activities that require continuous learning. To analyze the ways of digital transformation of continuous education, the article considers the general picture of human life in a new digital space. A model of finding a person in a continuous multidimensional digital flow was described. The flow is not just a temporary immersion into digital reality. It is a new continuously changing environment in which, along with natural biological needs, the activity of the neural networks of brain and spinal cord becomes vital, as they process the sensory signals of a certain range and form a new reality based on digital perception, representation and even consciousness. The article defines the concept of “continuous digital flow of Internet space”. It is shown that inevitable changes occur in the human brain, which is in digital stream for a long time. The estimate of the residence time of the human brain in the digital stream is given. A huge, ever-increasing number of people around the world are in direct connection with digital space, loading their sensory channels with data stream with increasing speed. Digital transformations
of lifelong education occur in a situation where a child, teenager, young person is immersed in the digital virtual Internet space of learning and socialization. Biological adaptation of a person
in a continuous Internet stream can be of a positive and negative type. The features of the negative type of adaptation are presented: clip thinking, reducing the need and ability to memorize,
Internet addiction, susceptibility to Internet manipulation, destructive physiological changes. The features of a positive type of adaptation on the Internet are: virtual cognitive and educational activities; virtual gaming activities; virtual communication and social activities; professional activities
on the Internet; Internet business. Positive features often come hand in hand with negative adaptation processes. The presented analysis substantiates the need for a new round of the branch of pedagogical science - digital neuro-pedagogy, based on the methodological basis of neuropedagogy
that emerged at the end of the 20th century. A foreign term often used is “educational neuroscience” or “cognitive neuroscience”. To study the processes of further immersion into the brain's behavior in the digital flow, the formation of a new neuro-pedagogical knowledge is necessary to understand how to make learning in this new environment and, more broadly, socialize the pedagogically controlled process.
Описание:
Вербицкая Наталья Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра инновационных технологий инженерного образования, руководитель лаборатории нейропилотирования,
Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, nverbitskaia@gmail.com. N.O. Verbitskaya, nverbitskaia@gmail.com
Ural State Forestry University, Ekaterinburg, Russian Federation