Репозиторий Dspace

Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Каменская, В.Г.
dc.contributor.author Томанов, Л.В.
dc.contributor.author Kamenskaya, V.G.
dc.contributor.author Tomanov, L.V.
dc.date.accessioned 2021-10-22T08:39:25Z
dc.date.available 2021-10-22T08:39:25Z
dc.date.issued 2019
dc.identifier.citation Каменская, В.Г. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов // Психология. Психофизиология. - 2019. - Т. 12, № 3. - С. 56-63. DOI: 10.14529/jpps190305 Kamenskaya V.G., Tomanov L.V. The Dynamics of Intellectual Functions in Russian Preschoolers During the Emergence of Internet Technologies. Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 3, pp. 56-63. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190305 ru_RU
dc.identifier.issn 2686-729X
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/40963
dc.description Каменская Валентина Георгиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, член- корреспондент РАО РФ (Елец), kamenskaya-v@mail.ru Томанов Леонид Владимирович, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец), ltomanov@bk.ru V.G. Kamenskaya, kamenskaya-v@mail.ru L.V. Tomanov, ltomanov@bk.ru, ORCID Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Обоснование. Экспериментальное обоснование гипотезы о снижении интеллектуальных возможностей детей старшего дошкольного возраста на этапе становления цифровых интернет-технологий. Организация и методы. Проведен псевдолонгитюдный эксперимент в двух сериях: 2006 и 2014 гг. Измерялась эффективность интеллектуальной деятельности дошкольников 6-7 лет, посещавших одно и то же образовательное учреждение и обучавшихся по одной и той же программе развития речи. Общая выборка исследования - 135 человек, в 2006 году обследовано 100 дошкольников, в 2014 году - 35. Средний возраст детей составлял 6,5 ± 0,6 года в первой выборке, 6,6 ± 1,1 - во второй выборке. Оценка общего и невербального интеллекта проводилась с использованием матричного теста Дж. Равена. Вербально-понятийный компонент интеллектуальной деятельности оценивался с помощью авторского метода направленного ассоциативного эксперимента (Каменская с соавт., 2011). Выполнение тестов сопоставлялось со стохастическими параметрами кардиоинтервалометрии, которая регистрировалась до и во время тестирования. Длительность записи ЭКГ составляла 5 минут; общее время, в течение которого испытуемый не мог двигаться спонтанно, - 10 минут. Обработка ЭКГ проходила по методу нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (НСК), которая давала информацию о частотноспектральном составе флуктуаций кардиоинтервалов каждой серии. Статистическая обработка результатов и их интерпретация производились с помощью SPSS-15 для Windows. Оценка достоверности различий выполнена с помощью параметрического t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Результаты. Обнаружено достоверно значимое возрастание невербального и общего интеллекта у девочек в выборке 2014 г. по сравнению с выборкой 2006 г. Вербально-логический интеллект практически не изменился ни у мальчиков, ни у девочек за годы интенсивного процесса информатизации. Параметры нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии оказались не связанными определенным образом с изменением показателей интеллектуальной деятельности. Заключение. Г ипоте- за о негативном влиянии интернет-технологий на интеллектуальные функции современных дошкольников не нашла экспериментального подтверждения. Aim. The article deals with justifying the hypothesis about a decrease in the intellectual abilities of preschoolers during the emergence of internet technologies. Materials and methods. We conducted a pseudo-longitudinal investigation in two series: in 2006 and 2014. The efficiency of intellectual activity was measured in the preschoolers aged 6-7 years from the same educational establishment and the same speech development program. The total sample of the study is 135 persons (100 preschoolers were examined in 2006; 35 preschoolers were examined in 2014). The average age of children from the first sample was 6.5 ± 0.6 years, from the second sample - 6.6±1.1. The assessment of general and nonverbal intellect was conducted with the Raven matrix test. The verbal and terminological components of intellectual activity were assessed with the author’s method of a targeted associative experiment (Kamenskaya et al., 2011). Test performance was compared with the stochastic parameters of RR-intervals recording which was made before and after the test. The duration of ECG recording was 5 minutes. The total time without any spontaneous movements was equal 10 minutes. ECG processing was performed with the method of nonlinear stochastic RR-intervals recording, which provided information about the frequency and spectrum of cardiac intervals fluctuations in each series. The statistical processing of the results obtained and their interpretation were performed with the SPSS-15 software for Windows-7. The significance of differences was assessed with a Student’s t-criterion for independent samples. Results. We revealed a statistically significant increase in general and nonverbal intellect in the second sample compared to the first sample. Verbal-logical intellect has changed neither in boys nor in girls during the active emergence of internet technologies. The parameters of nonlinear stochastic intervals recording were not connected in a certain way with the changes in the indicators of intellectual activity. Conclusion. The hypothesis on a negative effect of internet technologies on the intellectual functions of modern preschoolers was not proved. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Психология. Психофизиология ru_RU
dc.relation.ispartof Psychology. Psychophysiology en
dc.relation.ispartofseries Психология. Психофизиология;Т. 12
dc.relation.ispartofseries Psychology. Psychophysiology;Т. 12
dc.subject УДК 159.91 ru_RU
dc.subject УДК 37.04-053 ru_RU
dc.subject интеллект ru_RU
dc.subject дошкольники ru_RU
dc.subject поло-специфические особенности интеллекта ru_RU
dc.subject динамика интеллектуальных функций ru_RU
dc.subject информатизация ru_RU
dc.subject кардиоинтервалометрия ru_RU
dc.subject intelligence ru_RU
dc.subject preschoolers ru_RU
dc.subject gender-related specifics of intelligence ru_RU
dc.subject informatization ru_RU
dc.subject RR-intervals recording ru_RU
dc.title Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий ru_RU
dc.title.alternative The Dynamics of Intellectual Functions in Russian Preschoolers During the Emergence of Internet Technologies ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/jpps190305


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись