Аннотации:
Обоснование. Успешность адаптации студентов к образовательному процессу зависит от индивидуальных психофизиологических характеристик, которые проявляются в особенностях стратегии поведения. Организация и методы. В исследовании приняли участие 76 юношей и 132 девушки, средний возраст - 21,6 ± 0,2 года. Оценку стратегии поведения в конфликтном взаимодействии проводили по методике К. Томаса, структуры агрессии - по методике А. Басса и А. Дарки, уровня реактивной и личностной тревожности по методике Спилбергера - Ханина. Нейродинамические свойства личности оценивали по результатам тестов «Простая зрительно-моторная реакция» и «Реакция выбора». Математическую обработку результатов проводили с применением пакетов программ Statistiсa 6.0.,
соответствие данных нормальному распределению проверяли по критерию Колмогорова-Смирнова. Различия считали значимыми при p < 0,05. Результаты. У тувинских студентов выявлены половые различия поведения в конфликтных ситуациях: у девушек преобладают лица с эффективной стратегией поведения, среди юношей - с неэффективной стратегией поведения. Девушки с нейтральной стратегией поведения (16,7 %) характеризуются высокими индексами агрессивности и враждебности, низкими значениями реактивной тревожности. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у всех девушек независимо от
стратегии поведения. Среди юношей лица с высоким индексом агрессивности, реактивнойи личностной тревожности выявлены в единичных случаях в группе с эффективной стратегией поведения. У девушек латентный период простой зрительно-моторной реакции связан со стратегией поведения. У юношей различий латентного периода простой зрительно-моторной реакции не обнаружено в зависимости от стратегий поведения в конфликте.
Функциональный уровень ЦНС всех обследованных студентов независимо от стратегии поведения характеризовался как «незначительно сниженный». По показателям интегральных характеристик «устойчивость нервной реакции» и «уровень функциональных возможностей» выявлены половые различия. Заключение. Нейродинамические особенности, преобладающая эффективная стратегия поведения в конфликтной ситуации, структура агрессии тувинских девушек свидетельствуют об адекватной реактивности организма, что
подтверждается «незначительно сниженным» уровнем работоспособности, и, вероятно, обеспечивают более успешную адаптацию к образовательному процессу по сравнению с юношами. The su ccess o f students' adaptation to the ed u cational p rocess d epends o n individual psychophysiological features, w h ich are m anifested in the beh avioral strategy. Materials and methods. The study involved 76 young m ales and 132 fem ales, the average age w as 21.6 ±0.2 years. Evaluation o f the behavioral strategy in conflict interaction w as carried out using the method of K. Thomas; the structure o f aggression w as studied w ith the help o f the A. Buss and A. Durkee hostility inventory; the lev el o f reactive and personal anxiety w as measured with Spielberger state trait anxiety inventory (Spilberger-K hanin test). The neurodynam ic properties were evaluated using the results obtained in the “Sim ple visual-m otor reaction” and “Choicereaction” test. M athem atical processing o f the results w as carried out using Statists 6.0. The
com pliance o f the data w ith the normal distribution w as checked by the Kolmogorov-Sm irnov criterion. D ifferences were considered significant at p < 0.05. Results. Tuvan students revealed gender differences in behavior in conflict situations: fem ale students m ostly demonstrated an effective behavioral strategy, w hile m ale students were characterized by an ineffective behavioral strategy. Fem ale students w ith a neutral behavioral strategy (16.7% ) were characterized by high indices of aggressiveness and hostility and low values of reactive anxiety. A high level o f personal anxiety w as found in all fem ale students regardless o f their behavioral strategy. M ale students w ith high valu es o f aggressiveness, reactive and personal anxiety were identified in isolated
cases in a group w ith an effective behavioral strategy. In fem ale students, the latent period o f a sim ple visual-m otor reaction w as associated w ith a behavioral strategy. In m ale students, differences in the latent period o f a sim ple visual-m otor reaction were not detected regardless o f the strategies of behavior. The functional level o f the central nervous system o f all the students studied, regardless o f the strategy o f behavior, was characterized as “slightly reduced” . A ccording to the data obtained for the “stability o f the nervous reaction” and “level o f functionality”, gender differences were revealed. Conclusion. Neurodynam ic features, the prevailing effective strategy o f behavior
in a conflict situation, and the structure o f aggression o f Tuvan fem ale students indicate an adequate reactivity o f the body, w hich is confirm ed by a “slightly reduced” level of performance. This, probably, provides a m ore successful adaptation to the educational process com pared to male students.
Описание:
Куулар Шенне Владимировна, аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет (Кызыл), Shengne@mail.ru, ORCID 0000-0003-0378-6195.
Будук-оол Л ариса Кара-Саловна, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет (Кызыл), buduk-ool@mail.ru, ORCID 0000-0003-3712-0703.
Sh.V. Kuular, Shengne@mail.ru, ORCID 0000-0003-0378-6195
L.K. Buduk-ool, buduk-ool@mail.ru, ORCID 0000-0003-3712-0703
Tuvan State University, Kyzyl, Russian Federation