Аннотации:
Проблема исследования обусловлена необходимостью выявления психофизиологических и психологических показателей, определяющих успешность спортивной деятельности юных боксеров. Учет данных показателей позволит планировать и своевременно корректировать тренировочно-соревновательный процесс спортсменов. Цель. Выявить психофизиологические и психологические качества, определяющие успешность спортивной деятельности юных боксеров. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 36 боксеров I спортивного разряда, 14 подростков спортивной квалификации кандидат в мастера спорта Республиканской школы-интерната № 5 спортивного профиля г. Уфы. Обследование проводилось в специально-подготовительном периоде. Применяли батарею тестов: опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; личностный опросник Г. Айзенка; самооценку уровня тревожности Спилбергера - Ханина, восьмицветовой тест М. Люшера; психофизиологические тесты «Простая зрительно-моторная реакция», «Реакция выбора», «Реакция различения» и «Реакция на движущийся объект», реализованных на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», г. Иваново). Математико-статистическая обработка данных проведена в табличном редакторе MS Excel, факторный анализ - в программном пакете SPSS v. 23. Результаты. Определены психофизиологические и психологические параметры в характеристике успешности спортивной деятельности юных боксеров. Заключение. Выявлены психофизиологические и психологические качества, определяющие успешность спортивной деятельности юных боксеров: функциональное состояние и работоспособность центральной нервной системы, направленность на успех, оптимальный уровень ситуативной тревожности. The research problem is determined by the necessity to reveal psychophysiological and psychological indicators that determine the success of sports activity in young boxers. Taking into account these indicators will allow planning and timely correcting training and competitive activities in athletes. Aim. The purpose of the article is to reveal psychophysiological and psychological features that determine the success of sports activity in young boxers. Materials and methods. The study involved 36 boxers of the I sports category and 14 teenagers with a sports qualification of a candidate for master of sports (Republican boarding school No 5, Ufa, Russia). The survey was conducted in a special preparatory period. The following tests were used: the “Motivation for success and fear of failure” questionnaire by A.A. Rean; the Eysenck personality questionnaire; the Spielberger - Khanin anxiety inventory, the Lusher color test; psychophysiological tests such as the “simple visual-motor reaction”, “choice reaction”, “discrimination reaction” and “reaction to a moving object” conducted using NS-Psychotest hardware-software complex (Neurosoft, Ivanovo). Mathematical and statistical data processing was carried out with MS Excel, factor analysis was performed in the software package SPSS v. 23. Results. The contribution of psychophysiological and psychological features to the success of young boxers is determined. Conclusion. The psychophysiological and psychological features that determine the success of the sports activities of young boxers are revealed such as the functional status and efficiency of the central nervous system, focus on success, the optimal level of situational anxiety.
Описание:
Хасанов Альберт Тагирович, аспирант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа), aliberthasanov79@mail.ru, ORCID 0000-0003-2342-9179
Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна, доктор биологических наук, профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа); Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), Shaga.elv@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5924-7460
Хакимов Эрик Ришатович, старший преподаватель, Уфимский юридический институт МВД России (Уфа), eric33@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4222-9711
Матвеева Людмила Михайловна, кандидат социологических наук, профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (Уфа), matveeval57@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1523-2827
Матвеев Станислав Станиславович, кандидат социологических наук, доцент, Башкирский государственный университет (Уфа), Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа), stanechka10@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9778-470X
A.T. Khasanov1, aliberthasanov79@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2342-9179 E.Sh. Shayakhmetova1,2, Shaga.elv@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5924-7460 E.R. Khakimov3, eric33@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4222-9711 L.M. Matveeva1, matveeval57@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1523-2827 S.S. Matveev14, stanechka10@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9778-470X
1 Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russian Federation
2 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
3 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russian Federation
4 Bashkir State University, Ufa, Russian Federation