Abstract:
Цель исследования - выявить влияние фактора «анаэробные гликолитические возможности организма» на функциональное состояние (ФС) и эффективность когнитивной деятельности детей младшего школьного возраста. Материал и методы. В исследовании приняли участие дети 7-8 (n = 181) и 9-10 (n = 168) лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Использовался комплекс показателей, характеризующих физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС организма, физическую работоспособность и двигательную подготовленность. Результаты. В ходе исследования в качестве одного из ведущих факторов, характеризующих структуру физической работоспособности детей 7-8 и 9-10 лет, выделены анаэробные гликолитические возможности организма. Установлено, что ФС школьников 7-8 и 9-10 лет в условиях спокойного бодрствования и информационных нагрузок зависит от уровня развития анаэробных гликолитических возможностей организма. На основе применения дисперсионного анализа были получены данные, свидетельствующие, что анаэробные гликолитические возможности организма оказывают статистически значимое (р < 0,05-0,001) воздействие на фоновую активированность, психофизиологическую реактивность и эффективность напряженной познавательной деятельности, уровень тревожности. Сила влияния фактора анаэробной гликолитической работоспособности на изменения различных показателей ФС находилась в диапазоне от 4 до 9 %. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что анаэробные гликолитические возможности являются ведущим фактором, определяющим не только внутреннюю структуру физического состояния детей младшего школьного возраста и ее изменения в возрастном аспекте, но и особенности психофизиологических сдвигов ФС при напряженной информационной нагрузке. Aim. The aim of the article is to establish the effect of anaerobic glycolytic performance on the functional status and cognitive efficiency in primary schoolchildren. Materials and methods. Children aged 7-8 (n = 181) and 9-10 (n = 168) years participated in the study. All children belong to the main health group. A set of indicators characterizing physiological, psychological, and behavioral aspects, as well as physical performance and motor fitness was studied. Results. During the study, anaerobic glycolytic abilities of the body were considered as one of the main characteristics of physical performance in children aged 7-8 and 9-10 years. It was established that the functional status of children aged 7-8 and 9-10 years during quiet wake and under information load depended on the level of anaerobic glycolytic abilities. Using the data obtained with the analysis of variance it was found that anaerobic glycolytic abilities provided a statistically significant effect (p < 0.05-0.001) on background activity, psychophysiological reactivity, cognitive efficiency and anxiety level. The importance of the effect of anaerobic glycolytic performance on changes in various indicators of the functional status ranged from 4 to 9%. Conclusion. The results obtained prove that anaerobic glycolytic abilities are the leading factor determining not only the inner structure of primary schoolchildren’s functional status and its age-related changes but also the peculiarities of psychophysiological shifts in the functional status under information load.
Descrizione:
Криволапчук Игорь Альлерович, доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2; профессор кафедры физической культуры и здоровья, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 119049, г. Москва, Ленинский проспект, 4; профессор кафедры физической культуры, Государственный университет управления, 109542, г. Москва, Рязанский проспект, 99. E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru, ОЯСГО: 0000-0001-8628-6924.
Герасимова Анастасия Альлеровна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2. E-mail: gerasimova.aa@mail.ru, ОЯОБ: 0000-0001-6124-9457.
Мышьяков Владимир Васильевич, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, 230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 22. E-mail: vmyshakov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1555-4853.
Чичерин Вадим Петрович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры, Государственный университет управления. 109542, г. Москва, Рязанский проспект, 99. E-mail: 5052726@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4884-4635.
I.A. Krivoiapchuk1,2 3, i.krivolapchuk@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8628-6924,
A.A. Gerasimova1, gerasimova.aa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6124-9457,
V.V. Myshiakov4, vmyshakov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1555-4853,
V.P. Chicherin3, 5052726@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4884-4635
institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow,
Russian Federation,
2National University of Science and Technology “MISIS”, Moscow, Russian Federation,
3State University of Management, Moscow, Russian Federation,
4Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Respublika Belarus’