Resumen:
Введение. В статье приведен обзор способов управления установками первичной переработки нефти. Для улучшения эффективности разделения предложено стабилизировать
флегмовые числа в ректификационной колонне. Цель работы. Разработать систему автоматического регулирования флегмового числа секции дизельного топлива атмосферной колонны нефтеперерабатывающей установки. Исследовать режимы работы атмосферной колонны с
участием полученной системы автоматического регулирования. Материалы и методы. Рассмотрены особенности процесса ректификации нефти атмосферного блока нефтеперерабатывающей установки малой мощности. Отмечены особенности отвода тепла с промежуточным
циркуляционным орошением по сравнению с крупнотоннажной установкой. Выполнен выбор
параметров объекта с разделением на группы. Для достижения поставленной в работе цели
составлена динамическая модель секции кожухотрубных теплообменных аппаратов для нагрева нефти дизельным топливом на нефтеперерабатывающей установке малой мощности в
виде системы дифференциальных уравнений теплового баланса. Для нахождения расхода
обессоленной нефти и расхода соленой воды составлено уравнение материального баланса
электродегидратора. Получена зависимость флегмового числа секции дизельного топлива атмосферной колонны от температур на входе и выходе циркуляционного орошения атмосферной колонны, расходов острого орошения, циркуляционного орошения и отбора нефтяных
фракций. Результирующая модель состоит из двух частей: линейной части секции электродегидратора и теплообменников, определяющей температуры теплоносителей, и нелинейной
выходной части, определяющей флегмовое число в зависимости от технологических параметров. Предлагаемая модель позволяет исследовать влияние возмущающих воздействий на
управляемые параметры. Инструментом реализации полученной модели выбран программный продукт MATLAB/Simulink. С участием разработанной модели объекта исследования
построена система автоматического регулирования флегмового числа в MATLAB/Simulink.
Заключение. Получены результаты моделирования системы автоматического регулирования
флегмового числа секции дизельного топлива атмосферной колонны нефтеперерабатывающей установки малой мощности с учетом особенностей процесса в условиях воздействия
возмущений. Introduction. This article provides an overview of the methods of managing the primary petroleum
refining. To improve separation efficiency was proposed to stabilize the reflux ratio in the rectifying
column. Purpose of work. To develop a system for automatic regulation of the reflux ratio of
diesel fuel sections in an atmospheric column of the refinery oil. To study the operating modes of
an atmospheric column with the participation of the obtained automatic control system. Materials
and methods. The article presented the features of the oil rectification process at the atmospheric
unit of a small capacity refinery. The features of heat dissipation with intermediate circulation flash
compared to a large-capacity unit will be shown in this article. The parameters of the facility were
selected and divided into groups. A dynamic model of the section of shell-and-tube heat exchangers
for heating oil with diesel fuel at a low-power refinery unit in the form of differential equations of
heat balance has been developed to achieve the goal set work. An electrode dehydrator material
balance equation has been compiled to find desalted oil consumption and saltwater consumption.
The dependence of the reflux ratio of diesel fuel sections of the atmospheric column on the inlet and
outlet temperatures of the atmospheric column circulation flash, the acute fractionation consumption,
circulation flash, and oil fraction selection was obtained. The resulting model of the facility consists
of two parts: the linear part of the electric dehydrator and heat exchanger section, which determines
the temperatures of the coolants, and the nonlinear output part, which determines the reflux ratio depending
on technological parameters. The proposed model makes it possible to investigate the effect
of disturbances on the controlled parameters. The MATLAB/Simulink software product has been chosen
as a tool to implement the model. A system of automatic regulation of the reflux ratio in
MATLAB/Simulink has been built with the participation of the developed model of the study object.
Conclusion. The results of modeling a system for automatic regulation of the reflux ratio of diesel
fuel sections in the atmospheric column of a low-power refinery unit has been obtained, taking into
account the peculiarities of the process under disturbance conditions.
Descripción:
Тугашова Лариса Геннадьевна, канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизации и информационных технологий, Альметьевский государственный нефтяной институт, г. Альметьевск,
tugashova@yandex.ru.
Затонский Андрей Владимирович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизации технологических процессов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Березниковский филиал, г. Березники, Пермский край; zxenon@narod.ru. L.G. Tugashova1, tugashova@yandex.ru,
A.V. Zatonskiy2, zxenon@narod.ru
1 Almetyevsk State Oil Institute, Almetyevsk, Russian Federation,
2 Perm National Research Polytechnic University, Berezniki Branch, Berezniki,
Perm region, Russian Federation