Abstract:
На основе изучения опыта реализации дуального образования за рубежом, анализа систем практико-ориентированного среднего профессионального образования в Российской
Федерации и Республике Казахстан в статье представлены результаты теоретического и
экспериментального исследования практико-ориентированной модели дуальной системы
профессионального образования студентов организаций СПО. Рассмотрены отличительные
признаки и структурные особенности дуальной системы профессионального образования.
Исследование проблемы обеспечения качества среднего профессионального образования студентов колледжей проводилось путем реализации практико-ориентированной
модели дуального образования в рамках авторской концепции, основанной на требованиях системного, деятельностного и акмеологического подходов.
Основными методами исследования явились методы анализа существующих системы
дуального образования, моделирования процесса профессиональной подготовки студентов колледжей, эксперимента, анкетирования и экспертной оценки.
Дуальное профессиональное образование рассматривается как система, обеспечивающая последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса
профессионального образования и развития студентов в условиях теоретической подготовки в учреждении среднего профессионального образования и производственного обучения на предприятии. В статье приведены уточненные признаки понятий «дуальное образование» и «дуальная система профессионального образования», представлен основной
результат исследования авторов – практико-ориентированная модель дуального образования обучающихся организаций СПО, определены критерии ее эффективности.
Доказано, что профессиональная подготовка студентов организаций СПО в системе
дуального образования обеспечивает повышение качества образовательной деятельности
и повышает уровень развития личности студентов, а также гарантирует в целом подготовку профессиональных кадров в соответствии с образовательным заказом и требованиями ФГОС СПО РФ и ГОСО РК.
В статье приводятся экспериментальные данные, подтверждающие, что организация процесса профессиональной подготовки студентов колледжа в рамках практико-ориентированной модели обеспечивает переход обучающихся на более высокие уровни качества образовательной деятельности организации СПО и производственной деятельности предприятия.
Полученные результаты расширяют понимание роли и особенностей дуальной системы профессионального образования, определяют пути и формы ее реализации. Разработанная практико-ориентированная модель дуального образования представляет собой
значительный вклад в решение проблем обеспечения качества профессиональной подготовки студентов организаций среднего профессионального образования. The article presents the results of theoretical and experimental research of a practice-oriented
model of the dual system of vocational education. The study is based on the research of the implementation
of dual education abroad, and on the analysis of systems of practice-oriented vocational
education in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The distinctive and
structural features of the dual system of vocational education are considered.
To ensure the quality of vocational education of college students a practice-oriented model of
dual education was developed. The model was created within the framework of the authors’ concept
based on the requirements of the system, activity and acmeological approaches.
The main research methods were the methods of analysis of the existing system of dual education,
modeling of the process of professional training of college students, experiment, survey
methods and expert evaluation.
Dual vocational education is considered as a system that provides a consistent implementation
of the pre-planned process of vocational education and the development of students in
the conditions of theoretical training in the institution of vocational education and industrial
training at the enterprise. The article presents the refined features of the concepts of “dual education”
and “dual system of vocational education”. The main results of the authors are a practiceoriented
model of dual education of students in vocational education institutions and the criteria
for its effectiveness.
It is proved that professional training of vocational education students in the system of dual
education provides the increase of education quality and raises the level of personality development
of students. The system of dual education guarantees the quality preparation of specialists
according to the social order and Federal Educational Standards.
The article presents experimental data confirming that the organization of the process of professional
training of college students within the practice-oriented model ensures the transition
of students to higher levels of quality of educational activity of the organization of vocational
training and industrial activity of the enterprise.
The results obtained expand the understanding of the role and features of the dual system of
vocational education; determine the ways and forms of its implementation. The developed practice-
oriented model of dual education is a significant contribution to solving the problems of
ensuring the quality of vocational training of students of vocational education.
Description:
Беликов Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, старший
научный сотрудник, Сибайский институт Башкирского государственного университета, г. Сибай,
belickov.vladimir54@mail.ru.
Романов Петр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры прикладной математики и информатики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, romanov-magu@mail.ru.
Павленко Дмитрий Иванович, преподаватель-организатор, Образовательный центр ТОО
«СарыаркаАвтоПром», г. Костанай, dima_1371@mail.ru.
Филиппов Александр Михайлович, преподаватель-методист, Колледж управления и права,
г. Магнитогорск, psk174@mail.ru. V.A. Belikov1, belickov.vladimir54@mail.ru,
P.Yu. Romanov2, romanov-magu@mail.ru,
D.I. Pavlenko3, dima_1371@mail.ru,
A.M. Filippov4, psk174@mail.ru
1Sibai Institute of Bashkir State University, Sibai, Russian Federation,
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation,
3Educational center of LLP “Saryarkaavtoprom”, Kostanay, Kazakhstan,
4College of Management and Law, Magnitogorsk, Russian Federation