Аннотации:
Обоснование: озабоченность психологическим здоровьем студентов обусловлена их особым образом жизни, специфическими условиями труда и ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Компенсаторные механизмы психики студентов не всегда справляются с новыми условиями жизни, требованиями высшей школы, что приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и употреблению психоактивных веществ среди студенческой молодежи. Цель – выявить распространенность тревожных расстройств у студентов медицинского университета для разработки рекомендаций по первичной и вторичной психопрофилактике. Материалы и методы. Исследование проводилось в течение года. Объектом исследования были студенты первого
(52,6 %) и четвертого (47,4 %) курсов лечебного факультета Южно-Уральского государственного медицинского университета в количестве 612 человек, из них 66,8% девушек и 33,2 % юношей. Для выявления различных тревожных расстройств использовались шкала Йеля–Брауна, критерии МКБ-10 (F41.0 и F41.1), анонимное анкетирование. Для оценки достоверности сравниваемых величин применялся t-критерий Стьюдента. Рассчитывались относительные величины и их ошибки репрезентативности. Результаты. Тревожные расстройства выявлены у 65,8 % студентов первого курса и более чем у половины студентов четвертого курса, причем у лиц женского пола в 1,5 раза чаще. Депрессивные состояния отмечены у каждого пятого студента независимо от курса обучения. Более половины студентов первого курса и каждый третий студент четвертого страдают обсессивно-
компульсивным расстройством разной степени тяжести. Тяжелая и крайне тяжелая степень тяжести у студентов первого курса встречается в два раза чаще, чем у четверокурсников. Заключение. Среди студентов медицинского университета широко распространены тревожные расстройства, что обусловливает необходимость первичной и вторичной их профилактики. Особенно тяжело адаптируются к новым условиям жизни и требованиям высшей школы студенты первого курса. Background: Concerns about the psychological health of students are determined by their lifestyle, specific working conditions, and the role that this social group plays in society. Compensatory mechanisms of students do not always cope with new living conditions and the requirements of higher education, which leads to stress, psychological and social conflicts, as well as to the use of psychoactive substances. Aim. The paper aims to identify the prevalence of anxiety disorders among medical students to develop recommendations for primary and secondary psychological prevention. Materials and methods: the study was conducted throughout the year. The first- and fourth-year students (52.6 % and 47. 4 % respectively) of the medical faculty of the South Ural State Medical University participated in the study (n = 612). The study involved both females (66.8 %) and males (33.2 %). To identify various anxiety disorders, the Yale-Brown Scale, ICD-10 criteria (F41.0 and F41.1), and anonymous survey were used. To assess
the reliability of the values obtained, the Student’s t-test was used. Relative values and their representative errors were calculated. Results: anxiety disorders were detected in 65.8 % of firstyear students and more than half of fourth-year students. Moreover, anxiety disorders are 1.5 times more common in females than in males. Depressive conditions were found in every fifth student, regardless of the year of study. More than half of first-year students and every third fourth-year student suffer from obsessive-compulsive disorder of varying severity. Severe and extremely severe obsessive-compulsive disorder in first-year students occurs 2 times more often than in fourth-year students. Conclusion: anxiety disorders are widespread among medical students, which requires their primary and secondary prevention. First-year students are particularly affected by adaptation to new living conditions and the requirements of higher education.
Описание:
Герасимова Оксана Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), oksana-5858@mail.ru
Семченко Любовь Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), luba_sem96@mail.ru
O.Yu. Gerasimova, oksana-5858@mail.ru
L.N. Semchenko, luba_sem96@mail.ru
South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation