Аннотации:
Стремительный рост потребительского спроса на полезные для здоровья продукты питания формирует устойчивый сегмент данной продукции на потребительском рынке. На сегодняшний день значительная часть пищевой продукции, реализуемой с логотипом «для здорового питания» в большинстве случаев не является таковой. Фактически на прилавках ритейла
реализуется распространенная в мировом сообществе маркетинговая «уловка» – товар позиционируется как «здоровый» или экологичный для привлечения потребителя, однако возникает вопрос о достоверности заявленных характеристик. Анализ выявленной в рамках веерных испытаний пищевой продукции независимой некоммерческой организацией «Роскачество» показал наличие нарушений требований стандартов. В числе популярных товаров, которые не были рекомендованы к покупке, присутствуют отдельные виды сыров (14 %), творог и
творожные изделия (11 %), сметана (6 %), мясо птицы, мясные и рыбные продукты (по 6 %).
Данный подход является весьма эффективным средством для информирования покупателя о
производителях, поставляющих на рынок низкокачественный продукт. Изменения в пищевых
системах, обусловленные технологическими достижениями, вызывают растущую озабоченность среди потребителей о возможной контаминации пищевых продуктов токсичными веществами, а также заболеваниях, передаваемых через пищу. В этой связи весьма актуальными становятся вопросы выявления и анализа рисков нарушений показателей безопасности
применительно к продуктам питания на всех этапах их товародвижения. Анализ выявляемых
типичных нарушений требований стандартов на реализуемую пищевую продукцию остаются
основными объектами научно-исследовательских работ по их минимизации в рамках межведомственного сотрудничества на всех уровнях. Обзор мировой и отечественной практики в
области обеспечения качества и полезности продуктов питания позволяет определять наиболее эффективные подходы для решения данной проблемы. The rapid growth of consumer demand for healthy food products forms a stable segment of
these products in the consumer market. To date, a significant portion of food products sold with the
logo "for healthy eating" in most cases is not. In fact, a marketing “trick” is being implemented on
the shelves of retail – the product is positioned as “healthy” or environmentally friendly to attract
consumers, but the question arises of the reliability of the declared characteristics. Analysis of violations
of the requirements of standards identified as part of fan testing of food products. Among the
popular goods that the independent non-profit organization «Russian quality system» showed availability
was not recommended for purchase, there are certain types of cheeses (14 %), cottage cheese
and curd products (11 %), sour cream (6 %), poultry, meat and fish products (6 % each). This approach
is a very effective tool for informing the buyer about manufacturers, supplying a low-quality
product to the market. Changes in food systems due to technological advances are causing growing
concern among consumers about the possible contamination of food products with toxic substances,
as well as diseases transmitted through food. In this regard, the issues of identifying and analyzing
the risks of violations of safety indicators in relation to food products at all stages of their distribution
are becoming very relevant. The analysis of typical violations of the requirements of the standards
for sold food products remains the main objects of research to minimize them in the framework
of interagency cooperation at all levels. A review of world and domestic practices in the field of ensuring
the quality and usefulness of food products will determine the most effective approaches to
solve this problem.
Описание:
Апалькова Галия Давлетхановна, доктор технических наук, профессор кафедры «Пищевые биотехнологии», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск),
apalkovagd@susu.ru
Ботвинникова Валентина Викторовна, кандидат технических наук, менеджер по качеству,
Испытательная лаборатория Тест-Пущино (Московская область, г. Пущино), valens_b@mail.ru. G.D. Apalkova1, V.V. Botvinnikova2
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 FL Test-Pushchino LLC, Puschino, Moscow Region, Russian Federation