Аннотации:
В статье рассматриваются удельные массогабаритные показатели разных типов электроприводов и пути их улучшения. Для сопоставления удельных показателей синхронных двигателей с возбуждением от постоянных магнитов был выбран критерий минимума суммарных потерь, который ранее предлагался профессором Вагати. Удобство этого критерия состоит в том, что он позволяет, не прибегая к сложным электромагнитным расчетам, выбирать оптимальное значение номинальной скорости. Для сопоставления удельных показателей классического асинхронного электропривода было выбрано выражение
электромагнитного момента, предложенное профессором Копыловым для классических электрических
машин. Уравнение, устанавливающее связь между электромагнитным моментом и геометрическими параметрами электрической машины, позволило выделить «слабые» звенья в асинхронном двигателе и
объяснить его предельные показатели. В электроприводе с синхронным реактивным двигателем независимого возбуждения обращается внимание на возможность создания электромагнитного момента высшими гармониками тока. Показано, что проектируя электрические машины с учетом особенностей совместной работы полупроводникового преобразователя и двигателя, можно улучшить удельные показатели электропривода до 30 %. В работе отмечается, что применение новых подходов способствует
расширению перегрузочной способности электропривода, а следовательно, его применению на объектах
с тяжелыми и сверхтяжелыми условиями эксплуатации.
The Specific weight-dimension factors of the different types of electric drives and the ways to improve them are considered. To compare the specific parameters of synchronous motors with permanent magnets the
minimum total losses criterion, previously proposed by Professor Vagati, was chosen. The convenience of this
method is that it allows you, without resorting to complicated electromagnetic calculations to choose the optimum
value of the rated speed. To compare the specific parameters of the classical asynchronous drives the electromagnetic
torque expression, proposed by Professor Kopylov for classical electrical machines, was selected.
The equation, which shows the relations between the electromagnetic torque and the geometric parameters of
the motor, allows identifying «weak» links in the induction motor and explain its limit values. The author shows
the ability of creation the torque in the field regulated reluctance machine by the higher harmonic of the current.
It is shown that designing electrical machines with considering the peculiarities of the semiconductor inverter
and motor cooperation it is possible to improve the specific indicators up to 30%. The paper notes that applying
new approaches can increase the overload capacity of the drive, and hence its use at sites with heavy and extraheavy operating conditions
Описание:
Григорьев Максим Анатольевич, кандидат технических наук, доцент, кафедра «Электропривод и автоматизация промышленных установок», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
тел.: +7(351) 223-67-13.
M.A. Grigorev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation