Аннотации:
Рассматривается актуальность дополнительного образования как перспективного направления развития педагогической науки и практики. Характеризуется роль дополнительного образования студентов в обеспечении эффективности системы высшего образования.
Обосновывается значимость освоения дополнительных профессиональных компетенций и реализации оздоровительных программ как наиболее востребованных у молодежи направлений дополнительного образования. Определенное внимание уделяется характеристике понятий образованности и здоровья как закономерным результатам образования. Образованность трактуется как запланированный результат образования, а здоровье, точнее не-
гативные изменения, происходящие в нем, как правило, выступают в виде незапланированных эффектов. На основании этого показаны взаимосвязи и взаимовлияния между показателями образованности и здоровья студентов, проявляющиеся в процессе совместной реализации основных и дополнительных образовательных программ. Обоснована целесообразность обеспечения паритета образованности и здоровья в образовательных процессах вуза, определена его сущность и понятийная основа. Показаны возможные пути достижения паритета образованности и здоровья студентов в процессе освоения программ дополнительного образования в комплексе с основной учебной деятельностью студента, регламентированной образовательным стандартом. Ведущей идеей при этом является использование возможностей дополнительного образования в целях компенсации негативных тенденций в образованности и здоровье студентов. The significance of supplementary education as a promising trend of pedagogical science
development is described. The role of students' supplementary education in higher educational
system is characterized. The author emphasizes the importance of supplementary professional competences and health-improving programmes realization as the most popular youth supplementary education trends. Special attention is paid to education and health properties as education results. What is more, if education stands as a planned result of learning process, then health, and more exactly, its negative changes, as a rule are expressed as unplanned effects. The interrelations
of students' education and health indices, appearing during the process of basic and supplementary educational training are described. The essence and conceptual basis of the education and health parity are defined in the article. The possible ways of achieving the students' education and health parity within the process of supplementary education regulated by the educational
standards are considered. The main idea is to use supplementary education to decrease the negative trends in students’ health.
Описание:
Сериков Сергей Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, serikov06@mail.ru. S.G. Serikov, serikov06@mail.ru
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation