Аннотации:
Признание приоритетной задачей государства в области образования молодого поколения именно воспитание, в высшей школе в том числе, а также осознание необходимости уделять внимание воспитанию нравственности, как направлению, являющемуся основой (базисом) всего комплексного воспитательного воздействия на личность студента, явились причиной для обращения к педагогическому наследию великого чешского мыслителя Яна Амоса Коменского, который призывал развивать «благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями». Цель
статьи заключается в изучении воспитательной теории Коменского на предмет актуальности реализации его идей о воспитании вообще и воспитании нравственности в частности в современных образовательных условиях. Для достижения поставленной цели были использованы метод анализа основных педагогических трудов Коменского, анализ законодательных документов в сфере высшего образования РФ, элементы системного анализа
образовательного процесса, направленного на воспитание нравственности студентов.
В результате авторами подтверждена актуальность воспитания нравственности студентов на протяжении нескольких веков, которое является высшей по значимости задачей государства в области образования подрастающего поколения в наши дни. Приведены примеры разработанных авторами технологий воспитания нравственности и нравственных качеств личности студентов в рамках воспитательной системы кафедры. Проведенный
анализ, обоснованность актуальности наследия Коменского в области воспитания нравственности и приведенные авторами примеры технологий воспитания студентов могут стать научно-методическим основанием для работы педагогов и наставников, участвующих в реализации воспитательных концепций вуза и государства. The priority of students’ moral development in modern society as a chief RF government’s task in the sphere of education as well as the foundation of the complex educational influence upon the student’s personality result in a call for Ja.A. Komensky’s pedagogical heritage who enunciated universal education and moral development to be the vital part of it. The subject of
the article is to study Komensky’s ideas of moral development and to prove their relevance for
the high school today. The method of analysis is used as a chief one. As a result, the relevance of
students’ moral development for modern educational system is justified with the help of basic Komensky’s views and ideas of mores and good nature development. Excerpts of devised educational technologies aimed at moral development as a part of the whole educational process at university are presented. The study can be useful for high school teachers and tutors to implement the ideas of students’ moral development as in-class and out-of-class work within the comprehensive university educational conception.
Описание:
Овинова Лада Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), lada3010@mail.ru.
Шрайбер Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e_shraiber@mail.ru. L.N. Ovinova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, lada3010@mail.ru,
E.G. Shraiber, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, e_shraiber@mail.ru