Аннотации:
Формирование правовой культуры современного российского общества актуализировало проблему изучения воспитания ответственности личности. Современный период жизни России характеризуется тем, что система образования приводится в соответствие с потребностями общества. Сегодня страна крайне нуждается в информированных, компетентных людях, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки.
Гражданское образование может быть определено как специфическая форма со-
циализации, при которой осуществляется передача навыков, умений, идеалов, знаний.
Оно направлено на воспитание нравственного, ответственного, критически мыслящего человека.
Целью данного исследования является раскрытие подходов ученых к данной про-
блеме, выявление сущности ответственности, воспитания ответственности. Использованы методы анализа научной литературы, сравнение, анализ и синтез. В результате уточнены основные понятия исследования (ответственность, воспитание ответственности подростка).
В статье определены и структурированы основные подходы к понятию «ответствен-
ность». Определено место в данной структуре ответственности как личностного качества.
Доказана значимость определенных подходов к понятию «ответственность». Выявлены особенности ответственности как личностного качества подростка в изменившихся социально-экономических условиях. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ воспитания подростков. The legal culture of modern Russian society has actualized the problem of personal responsibility
forming. Modern life in Russia is characterized by the fact that the education system is in
line with the public needs as today the country needs knowledgeable, competent people who are able to make autonomous decisions and bear responsibility.
Civic education can be defined as a specific form of socialization to develop skills, abilities, ideals and knowledge. It is aimed to train an ethical, responsible, critically thinking person.
By analysis and synthesis of the literature this study describes the existing approaches to this problem, defines the essence of the concepts “responsibility”, “responsibility forming of a teenager”, with the content and structure of responsibility being specified. The author refers to the first-hand experience of Jan Amos Komensky, A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky and to the works of contemporary educators dedicated to the forming of personal responsibility.
Certain approaches to the “responsibility” concept were proved to be highly important.
The peculiarities of responsibility as a teenager personal quality in changing socio-economic conditions were revealed. The materials of this study can be used to develop programs to educate teenagers.
Описание:
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств (Челябинск), yakupovna@rambler.ru. G.Y. Grevtseva, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russian Federation,
yakupovna@rambler.ru