Аннотации:
Описаны материалы поэтапного и лонгитюдного исследования особенностей профессионального самоопределения в современных условиях рынков образовательных услуг и труда. На примере выбора обучения профессиям финансово-экономического блока (бухгалтер, экономист) отражены диспропорции между их высоким спросом у абитуриентов и их родителей и низкой востребованностью на рынке труда. Отражены основные характеристики мотивации выбора этих профессий, отражающих сохраняющиеся представления об их массовости, престижности, прежде всего у лиц женского пола вследствие их очевидной гендерной направленности и возможностей карьерного роста и обеспечения материального благополучия. Описаны результаты сравнительного исследования представлений о перечне общепсихологических и специализированных профессионально-важных качеств личности, необходимых для успешной деятельности в этой области. Установлено,
что у студентов выпускных курсов представления об иерархии таких качеств обнаруживают большее сходство с представлениями у лиц с большим опытом и стажем в этой профессии, чем у студентов младших курсов. Полученные данные проанализированы в контексте этапности формирования профессионального и личностного самоопределения. The article describes phased and longitudinal research materials of the professional selfdetermination features in the modern market conditions for educational and labor services. By the example of the educational choice for the financial and economic professions (an accountant, an economist) it is reflected the disbalance between their high demand among students and their parents, and low demand in the labor market. It is shown the main motivational characteristics of the choice these professions, reflecting the constant idea of their mass character, prestige, especially among females due to their gender orientation and opportunities for career growth and material prosperity. It is described the results of comparative study of general psychological and specialized professional qualities necessary for the success in this area. It was reported that senior students` ideas about the qualities hierarchy shows greater similarity with the ideas of individuals with big professional experience than the junior students` ideas. The data are analyzed in the context
of phasing formation of professional and personal self-determination.
Описание:
Глухова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и соци
ально-экономических наук, Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Сатка, (Челябинская область), glukhovaov@susu.ac.ru O.V. Glukhova, glukhovaov@susu.ac.ru South Ural State University, Satka Branch, Satka, Chelyabinsk region, Russian Federation