Аннотации:
Цель – на основе анализа специальной литературы и результатов собственных исследований выявить сущностные и содержательные характеристики учета конституциональных особенностей детей в процессе оптимизации их двигательной активности.
Проводился теоретико-методологический анализ специальной литературы, использовались теоретические методы: абстрагирование и формализация. Исследование показало, что наряду с особенностями телосложения для оптимизации двигательной активности необходимо учитывать и другие конституциональные признаки, которые, с одной
стороны, определяют отличительные особенности развития двигательной сферы ребенка, с другой стороны, могут быть легко выявлены в практике физического воспитания детей. Одновременное использование нескольких частных конституций, позволит выявить детей с крайними проявлениями изучаемых признаков. Регулирование двигательной активности детей возможно на основе предложенной модели, отличительной особенностью которой является необходимость изначального проектирования несколько различных целей ориентаций для детей разных типологических групп. Дети
с крайней выраженностью конституционального признака нуждаются в более внимательном проектировании их двигательной активности. При использовании стандартно-нормативного подхода они рискуют менее успешно реализовывать свою потребность в двигательной активности. Использование различных целей ориентаций позволит оптимизировать физическую, двигательную и функциональную подготовку детей группы
риска на типоспецифической основе. Aim: based on analysis of the specialist literature and the results of our own studies, we
aim to find out essential and substantive characteristics of children’s constitutional features in relation to motor activity optimization. We performed theoretical and methodical analysis of the specialist literature and used such theoretical methods as abstraction and formalization.
In relation to motor activity optimization, it is necessary to consider not only constitutional
peculiarities, but also other constitutional features that, on the one hand, define the specifics of development of a child’s motor sphere, and, on the other hand, may be revealed easily within the framework of children’s physical education. If we use several special constitutions we will find out children with extreme forms of the studied features. It is possible to control children’s motor activity based on the suggested model that is special as it requires the preliminary planning of several goals-orientations for children from different typological groups.
Children with extreme form of some constitutional feature need a more carefully planned
motor activity. If the standard-regulation approach is used, there is a risk that these children may not satisfy their need for motor activity to the full extent. Using different goals-orientations will allow the optimization of physical, motor and functional training of children from the risk group on the type-specified basis.
Описание:
Воробьев Владислав Федорович, кандидат биологических наук, доцент, кафедры теории и методики физической культуры и спорта, доцент теории и методики физической культуры и спорта, Череповецкий государственный университет (г. Череповец), vovofo@mail.ru.
Шестаков Владимир Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Череповецкий государственный университет (г. Череповец), vladimirt600ma@mail.ru. V.F. Vorobyev, vovofo@mail.ru,
V.Y. Shestakov, vladimirt600ma@mail.ru
Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation