Аннотации:
Данная статья посвящена описанию искусствоведческого дискурса как явления комплексного
и многоуровнего, выявлена его структура, конститутивные характеристики и ключевые особенности. Критериальные признаки обоснования принадлежности искусствоведческого дискурса к
разновидности более общего понятия, дискурса, были взяты согласно концепции «конститутивно-институтивных» характеристик дискурса В. И. Карасика. Для описания структуры искусствоведческого дискурса был применён синергетический подход, положенный в основу трехуровневой модели Т.В. Ефремовой, в которой искусствоведческий дискурс описывается как явление,
состоящее из мега-, макро-, микроуровней. Текстовый анализ производился на языковом материале отрывков, взятых из монографии Г. Рейнольдса «Turner (World of art)». В результате исследования были выявлены четыре ключевые характеристики искусствоведческого дискурса:
эмоциональная окрашенность отрывков, наличие специализированной лексики сферы искусства,
гипертекстуальность, наличие особой концептосферы. The article is devoted to the description of the art criticism discourse as a complex and multilevel
phenomenon. The author aims at studying its structure, constitutive characteristics and main features.
The criteria, according to which the author proves that the art criticism discourse is a kind of a more
general notion – discourse, are taken from V.I. Karasik`s theory of “constitutive-institutional discourse
characteristics”. The synergetic approach has been used to describe the structure of the art criticism discourse
that lies in the basis of the three-leveled model discovered by T.V. Efremova. In this model the
art criticism discourse is represented as a phenomenon that consists of three levels: microlevel, macrolevel
and megalevel. The extracts for the textual analysis are taken from G. Reynolds`s monograph
“Turner (World of art)”. As a result four main characteristics of the art criticism discourse are found out.
They are a high degree of the emotional colouring of the excerpts under analysis, the presence of special
terms that belong to the sphere of art, hypertextuality and the presence of a special conceptosphere.
Описание:
Бельмесова Мария Олеговна, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, МОАУ «Гимназия №1» (Оренбург), masjabel2006@yandex.ru. Maria O. Belmesova, research student, Orenburg State Pedagogical University, Gymnasium № 1 (Orenburg),
masjabel2006@yandex.ru