Аннотации:
Изложены основные принципы уплотнения грунтов при устройстве земляного полотна различными механизмами. Представлены конструктивные решения и рассмотрена принципиальная схема конусного раскатчика дорожно-строительных машин для глубокого уплотнения грунтов при возведении земляного полотна. Отмечается, что разрушение дорожного покрытия автомобильных дорог происходит, как правило, в результате деформаций земляного полотна, в большинстве случаев связанных с недоуплотнением грунтов, дефек-
ты земляного полотна зачастую являются следствием нарушений технологий строительного процесса и использования морально устаревшей дорожно-строительной техники. Мелкие нарушения и повреждения перерастают в опасные деформации, что создаёт аварийные
ситуации и приводит к существенному снижению и ограничению скоростей движения транспортных средств и, как следствие, к большим экономическим потерям. Сформулированы основные преимущества новой технологии уплотнения с использованием конусообразных раскатчиков. Раскатка – это непрерывный процесс образования коническо-цилиндрической полости путём деформации и уплотнения грунта конусообразным раскатывающим рабочим механизмом. Задача новой техники – создать условия для максимального выхода воздуха из массива уплотняемого материала. Реализуемая при этом технология названа нами воздухоудаляющей, а существующая – воздухозапрессовочной. Для понимания процесса уплотнения грунта новым рабочим оборудованием рассмотрен силовой
баланс между усилием подачи и силами сопротивления внедрению конуса при его погружении. Приведены зависимости для расчета суммарного крутящего момента и мощности привода, которые нужно приложить к ведомому валу, чтобы заставить катиться конусное устройство раскатчика в зависимости от геометрических параметров конусного рабочего органа и физико-механических свойств уплотняемых грунтов. Потребительские свойства нового
средства уплотнения значительно выше существующей техники: если толщина уплотняемого слоя грунта в насыпи при существующей технологии не превышает полуметра, то для конусного раскатчика практически не зависит от толщины (высоты) уплотняемого слоя.
После глубокого уплотнения грунта конусным раскатчиком и заполнения образовавшихся котлованов (скважин) более прочным материалом устраняется просадочность земляного полотна за счет повышения плотности, снижения склонности грунта к водонасыщению, т. е. в несколько раз повышается его несущая способность.The basic principles of soil compaction at the device subgrade different mechanisms. Presented
designs and considered the concept cone compactor road-building machinery for deep soil
compaction during the construction of the roadbed. It is noted that the destruction of the pavement
roads usually occurs as a result of deformations of the subgrade, in most cases related to
honeycombed soil subgrade defects are often caused by violations of the construction process
technology and the use of obsolete road-building equipment. Minor violations and damage to develop
into dangerous strain that creates emergency situations and leads to a significant reduction
and speed limits of vehicles and, consequently, to large economic losses. The basic advantages of
the new compression technology with tapered compactors. Unrolling – it is a continuous process
of formation of a conical-cylindrical cavity by deformation and the rolling compaction tapered
working mechanism. The challenge of new technology – to create the conditions for maximum
air output from the array of material being compacted. Realized with technology called us venting
and existing – compressed air. To understand the soil compaction process new work equipment
is considered a power balance between the force feeding and resistance forces the introduction of
the cone when it is immersed. The dependences for the calculation of the total torque and driving
power, which must be applied to the driven shaft to force the device to roll tapered compactor
depending on the geometric parameters of a conical working body and the physical and mechanical
properties of compacted soil. New consumer properties much higher sealing means of the prior art, if the thickness of the compacted soil layer into the mound with existing technology is not exceeds two feet, then the cone compactor hardly depends on the thickness (height) packed layer. After deep compaction compactor cone and fill the pits (holes) is more durable material removed subgrade subsidence due to increase density, reduce soil tendency to water saturation, i.e., several times increases its load-bearing capacity.
Описание:
Кромский Евгений Ильич, Кандидат технических наук, доцент кафедры «Колёсные, гусеничные машины и автомобили», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, ekromskiy@mail.ru.
Жиляев Сергей Владимирович, студент, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Jilaev@rambler.ru.
E.I. Kromsky, ekromskiy@mail.ru,
S.V. Zhilyaev, Jilaev@rambler.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation