Аннотации:
In modern conditions, it becomes more obvious that national higher education systems can
not develop beyond global processes and trends, beyond the demands of the world labor market.
In this regard, multidimensional education, the internationalization of education becomes a purposeful
policy of the state. The priority goals included both state responsibility for higher education
and global academic mobility.
With the develоpment оf ICT, the cоncept оf mоbility has becоme seriоusly enriched.
Nоwadays mоbility has mоre tо dо with the mоvement thrоugh the virtual space. Tоday, under
the mоbility оf a specialist, we increasingly mean its virtual mоbility. The problem of organization
of virtual mobility is brand new for Kostanai region, and Kazakhstan in general.
The aim of the research is tо analyse the present state of academic mobility in Kostanai region,
and to define the challenges brought in by new demands of 21st century education, namely
organizational problems of virtual form of academic mobility.
Scientific literature review, critical analysis of the results of international activities of the institutions,
analysis of the professional activities of the academic staff, monitoring, observation,
and a sociological survey were used to answer the questions of the research.
As a result, virtual mobility challenges for Kostanai regional higher educational institutions
were defined. Topics that are considered key issues to be solved before being able to really implement
virtual mobility into mainstream education include accreditation and credit transfer, overlap
and compliance of academic calendars, compliance with number of credit hours given for particular
course implementation, and joint curriculum development. Furthermore, virtual mobility competences
of higher education teachers (including intercultural competence, language management,
digital literacies and skills) need improvement. At the same time, there is a lack of concrete scenarios,
models and implementation procedures, and best practice examples for implementing virtual
mobility. Therefore, virtual mobility programs remain a challenge for all actors involved. В современных условиях становится все более очевидным, что национальные системы
высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне
рамок требований мирового рынка труда. В этом отношении многомерное образование,
интернационализация образования становятся целенаправленной политикой государства.
В этих условиях приоритетными целями становятся ответственность государства за высшее образование и глобальная академическая мобильность.
С появлением информационных технологий серьезно обогатился смысл понятия мобильность. Теперь мобильность больше связана с виртуальным перемещением в пространстве. Сегодня под мобильностью специалиста мы все больше подразумеваем его виртуальную мобильность. Проблема организации виртуальной мобильности совершенно нова
для Костанайской области и Казахстана в целом.
Целью исследования является анализ современного состояния академической мобильности в Костанайской области и определение проблем, связанных с новыми требованиями
образования в XXI веке, а именно организационными проблемами виртуальной формы
академической мобильности. В процессе исследования были использованы следующие
методы исследования: обзор научной литературы, критический анализ результатов международной деятельности учреждений, анализ профессиональной деятельности академического персонала, мониторинг, наблюдение и социологический опрос.
В результате были определены следующие проблемы организации виртуальной формы академической мобильности в высших учебных заведениях Костанайской области: соответствие учебных планов; одинаковое количество кредитов (часов), отводимых для изучения конкретного курса; учет кредитов; совместная разработка учебных планов. Кроме
того, рассматривая виртуальную мобильность как профессиональную компетенцию современного педагога, необходимо отметить необходимость формирования таких ее составляющих как межкультурной компетенции, иноязычной коммуникативной компетенции и
ИКТ грамотности. В то же время, ощущается нехватка конкретных сценариев, моделей
и процедур внедрения, а также примеров передового опыта реализации виртуальной мобильности в вузах Казахстана. Таким образом, программы виртуальной мобильности остаются проблемой для всех участников образовательного процесса.
Описание:
N.P. Kim1, n-kim@yandex.kz,
E.A. Abil2, yerkinabil@gmail.cоm,
N.A. Matveeva2, Nadezhda.A.Matveyeva@gmail.cоm
1A. Baitursynоv Kоstanai State University, Kоstanai, Kazakhstan,
2Kоstanai State Pedagоgical Institute, Kоstanai, Kazakhstan. Ким Нaтaлья Пaвловнa, доктор педaгогических нaук, профессор, профессор кaфедры
педaгогики и психологии, Костaнaйский госудaрственный университет им. A. Бaйтурсыновa,
г. Костaнaй, Кaзaхстaн, n-kim@yandex.kz.
Абиль Еркин Аманжолович, доктор исторических нaук, профессор, ректор Костaнaйского
госудaрственного педaгогического институтa, г. Костaнaй, Кaзaхстaн, yerkinabil@gmail.cоm.
Мaтвеевa Нaдеждa Aлексaндровнa, кaндидaт педaгогических нaук, стaрший преподaвaтель
кaфедры инострaнных языков, Костaнaйский госудaрственный педaгогический институт,
г. Костaнaй, Кaзaхстaн, Nadezhda.A.Matveyeva@gmail.cоm.