Аннотации:
В статье обосновывается актуальность проблемы периодизации поздних возрастов. Предлагаются критерии дифференциации возрастных периодов, согласно концепции нормативных кризисов развития личности: новообразования возраста и нормативного кризиса, три уровня социальной ситуации развития включая рефлексивный уровень. Представлены результаты теоретического анализа содержания нормативных кризисов перехода к возрасту мудрости и возрасту личностной интеграции. В качестве новообразований возраста мудрости выделены: обретение способности к отстраненному, созерцательному восприятию происходящего; осознание необходимости дальнейшего развития; перенос энергии на другие формы активности и на новые роли (бабушка/дедушка, советчик, наставник, консультант); переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту мудрости является выход на более высокий (исторический) уровень осознанности жизненного пути. В качестве новообразований возраста личностной интеграции выделены: осознание и решение экзистенциальной проблемы конечности бытия; принятие своего жизненного пути как единственно должного без порицания жизненного пути других; перенос энергии на работу внутреннего плана; принятие несовершенства как самого себя, так и окружающего мира. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту личностной интеграции является глобальная ответственность за все свои жизненные выборы, эго-интеграция. This article discussed the relevance of periodization of the late periods of ontogeny.
The differentiation criteria of age periods have been described. They include objective,
subjective and reflective levels of the social development situation, as well as age-related and crises-related neoformations. Theoretical models of normative crisis-transition to wisdom age and to personal integration age were submitted. Age-related neoformations of wisdom age include: development of calm and self-sufficient life position, comprehension of necessity of further development, transfer an energy on the other forms of activity and new roles, experience of the world order and spiritual sense of life. Crises-related neoformations is the exit to higher (historical) level of sensibleness of the course of life. Age-related neoformations of personal integration age include: understanding and solution of an existential problem of an extremity of life, adoption of the life lived, transfer an energy on internal work, adoption of imperfection as thyself and the world around. Crisesrelated neoformations is global responsibility for all of their life choices, ego-integration.
Описание:
Завьялова Ирина Юрьевна, аспирант кафедры «Психология развития», Южно-
Уральский государственный университет, г. Челябинск, irinamai-5@mail.ru. Irina Y. Zavyalova, postgraduate student of development psychology department of South Ural
State University, irinamai-5@mail.ru