Аннотации:
Ставится проблема необходимости различения двух принципиально отличных позиций в патопсихологическом исследовании пациента: объективной и феноменологической.Несмотря на то, что обе эти позиции в разной мере задействуются специалистом во всяком патопсихологическом исследовании, большое значение имеет их самостоятельный методологический анализ. Такой анализ позволяет осуществить дальнейшую более глубокую методическую разработку этих позиций и развитие их эвристического потенциала. Основное внимание уделяется феноменологической позиции исследователя, недостаточно представленной в отечественной патопсихологии. Разделение в аналитических целях феноменологической и объективной позиции позволяет более четко уяснить особенности каждого из этих типов анализа, характер получаемого при их помощи материала, представить цели и конечные результаты работы специалиста. Описаны особые возможности феноменологического изучения личности пациента в рамках традиционного патопсихологического исследования. Результаты обращения к феноменологической позиции исследователя и соответствующему типу анализа данных будут продемонстрированы в сообщении 2 на конкретном примере единичного случая клинико-психологического исследования с применением модифицированной патопсихологической методики заполнения пробелов пациенткой, находящейся на лечении в психиатрическом стационаре. The article focuses on two essentially different positions of psychologist during the pathopsychological assessment: objective one and phenomenological one. The specialist while performing an еxamination uses both of them; however, methodological analysis of each of them separately is necessary for deeper elaboration and development of their heuristic potential. It helps to clarify the specifics of data acquired by using each position as well as the specifics of the position itself and to expound the goals and the results awaited from the assessment. The authors focus on the phenomenological position arguing that it provides special opportunities
for examination of the patient’s personality even within the framework of the traditional
pathopsychological assessment. The results of using phenomenological approach in pathopsychological assessment will be shown in the second article illustrated by certain pathopsychological case, specifically at the example of the modified version of H. Ebbinghaus’s completion test carried out by a patient who has been receiving medical treatment in psychiatric hospital.
Описание:
Бурлакова Наталья Семеновна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва), naburlakova@yandex.ru
Олешкевич Валерий Иванович, кандидат психологических наук, Научно практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой (Москва), ov-6161@mail.ru
N.S. Burlakova1, naburlakova@yandex.ru
V.I. Oleshkevich2, ov-6161@mail.ru
1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
2 Applied Research Center for Child and Adolescent Mental Health
named after G.E. Sukhareva, Moscow, Russian Federation