Аннотации:
Актуальность проблемы прогностической компетентности определяется необходимостью объяснения психологического содержания трудностей социализации и возникновения различных форм девиантного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения поведения изучаются как отдельный вид отклоняющегося развития, однако формирование девиантного поведения при других видах дизонтогенеза исследуется недостаточно. Не изучены условия возникновения отклонений в поведении как вторичного дефекта у детей с нарушениями зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата, не имеющих личностной патологии. Это определяет необходимость поиска интегративных образований, отражающих формирующуюся при дефицитарном виде психическо-
го дизонтогенеза несостоятельность прогностической способности в значимых для младшего школьника сферах жизнедеятельности, а также риски дальнейшего нарушения социализации и возникновения девиаций. В качестве такого интегративного образования рассматривается прогностическая компетентность. В статье представлена, разработанная авторским коллективом модель прогностической компетентности младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья. Relevance of the problem of predictive competence is determined by the need for explanation of psychological content of the socialization difficulties and the emergence of various forms of deviant behavior in children with disabilities. Behavioral disorders are studied as a separate type of deviant development, but the formation of deviant behavior in other types of dysontogenesis is not sufficiently studied. The conditions for the appearance of deviations in
behavior as a secondary defect in children with visual, hearing, speech and locomotor disorders that do not have a personal pathology have not been studied. This determines the need to search for integrative formations that reflect the inconsistency of prognostic ability in spheres of vital activity that are important for a junior schoolchild, as well as the risks of further disruption of socialization and the emergence of deviations. The prognostic competence is considered as such integrative formation. The article presents the model of prognostic competence of junior schoolchildren with disabilities.
Описание:
Ахметзянова Анна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань), Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru
Артемьева Татьяна Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань), Tatyana.Artemeva@kpfu.ru
A.I. Akhmetzyanova, Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru
T.V. Artemyeva, Tatyana.Artemeva@kpfu.ru
Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation