Аннотации:
Представлен анализ возможности применения культурно-исторического подхода для изучения развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР), выполняемого в контексте общей проблемной ситуации, сложившейся в отечественной детской клинической психологии. Нарушения речевого развития широко представлены в детской популяции. Вместе с тем, большинство исследований в данной области носят натуралистичный характер, не предполагают специальной рефлексии способов методического получения данных, а так- же учета культурно-исторических условий развития детей с ОНР, понимания культурно-исторической природы самого развития. Осуществляется критический анализ наиболее устоявшихся представлений о развитии детей с ОНР с привлечением культурно- исторической методологии в отечественной психологии. Основными выводами по публикации являются необходимость дальнейшей разработки различных направлений культур-
но-исторического анализа, важность его сочетания с феноменологическим анализом внутренних диалогов в структуре самосознания ребенка, а также необходимость конфигурирования различных методологических подходов применительно к изучению клинико-психологических особенностей группы детей с нарушениями речевого развития. Современная клиническая психология требует нового уровня интеграции чисто научного исследования и прикладных разработок. В публикации показано, что использование соответствующей методологии дает возможность интеграции научных и прикладных исследований и разработок по изучению нарушений речевого развития в детской клинической психологии. The article examines opportunities of applying cultural-historical approach to analyzing development of children with speech disorders in the context current problematic situation in Russian clinical child psychology. Speech disorders are widespread among children. However, most research projects conducted in this field are naturalistic and do not involve any methodological reflection about the techniques of data acquisition and about the cultural-historical conditions children with speech disorders have been developing in, mostly they do not take into consideration the cultural-historical nature of child development in general. The article provides critical analysis of long-held beliefs concerning development of children with speech disorders on the base of cultural-historical methodology. As conclusion the necessity of developing cultural-historical analysis in different ways is discussed, along with the importance of combining it with
phenomenological analysis of child’s inner dialogs in the structure of self-awareness. The necessity of configuring different methodological approaches for researching special clinicalpsychological aspects of this group of children is proved as well. Modern psychology requires increased integration of purely scientific and applied research. The article argues, that the cultural- historical methodology provides necessary basis for integration of purely scientific and applied research in analyzing speech disorders in clinical child psychology.
Описание:
Бурлакова Наталья Семеновна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва), naburlakova@yandex.ru
Олешкевич Валерий Иванович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой (Москва), ov-6161@mail.ru
N.S. Burlakova1, naburlakova@yandex.ru
V.I. Oleshkevich2, ov-6161@mail.ru
1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
2 Applied Research Center for Child and Adolescent Mental Health named after G.E. Sukhareva,
Moscow, Russian Federation