Аннотации:
Описаны некоторые аспекты совершенствования учебного процесса, направленного на развитие профессионально-важных психофизических и психофизиологических качеств. Эти качества рассмотрены в качестве отдельной специфической составляющей системы профессионально важных качеств личности, как центрального теоретического конструкта инженерной психологии и психологии труда. С позиции психофизиологии описано влияние феноменов ускорения и перегрузки как важных динамических факторов, реагирование
на которые требует наличия определенных психофизических и психофизиологических характеристик. На материале особенностей подготовки обучающихся летным профессиям отражены психофизиологические эффекты, возникающие в ситуациях прямолинейного, радиального и углового ускорения, а также ускорения Кориолиса. Рассмотрены некоторые психофизиологические по своему происхождению реакции сердечно-сосудистой системы в зависимости от тренированности и адаптации вестибулярной системы на вращательную
нагрузку, ускорение и перегрузку. Отражено, что применение в учебном процессе приборов и устройств, построенных на принципах современных информационных технологий, позволяет регистрировать и анализировать испытываемые в экспериментальных условиях ускорения и перегрузки. Описана принципиальная схема и основные характеристики датчика ускорения, информация от которого передается по помехозащищенному беспроводному каналу с минимальными пороговыми значениями фактически измеренных величин ускорения 1,5g с последующей её обработкой методами искусственного интеллекта. The article deals with some aspects of improving the educational process aimed at developing
professionally important psychophysical and psychophysiological qualities. These qualities are considered as a separate specific component of the system of professionally important qualities of personality, as the central theoretical construct of engineering psychology and labor psychology. From the position of psychophysiology, we described the influence of acceleration phenomena and overloading as important dynamic factors, the response to which requires the presence of certain psychophysical and psychophysiological characteristics. On the basis of the specifics of training for flying professions we reflected the psychophysiological effects, which arise in situations of rectilinear, radial and angular acceleration, as well as Coriolis acceleration, are reflected. We considered some psychophysiological (according to their origin)
reactions of the cardiovascular system, depending on the training and adaptation of the vestibular system to rotational loading, acceleration and overloading. It is showed that using in the training process devices built on the principles of modern information technologies allows recording and analyzing acceleration and overloading, which experienced under experimental conditions. The principal scheme and basic characteristics of acceleration sensor are described, the information from the sensor is transmitted by interference-free wireless channel with the minimum threshold
values of the actually measured acceleration values of 1.5g followed by its processing by
artificial intelligence methods.
Описание:
Тележкин Владимир Федорович, доктор технических наук, профессор кафедры инфокоммуникационных технологий, Южно-Уральский государственный университет; профессор, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске (Челябинск), telezhkinvf@susu.ru.
Рагозин Андрей Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры инфокоммуникационных технологий, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), ragozinan@susu.ac.ru
Подкорытов Павел Сергеевич, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), grek@mail.ru
Пашков Антон Алексеевич, аспирант, Южно-Уральский государственный университет, младший научный сотрудник НОЦ «Медико-психологическая клиника» (Челябинск), pashkovanton@mail.ru
V.F. Telezhkin1,2, telezhkinvf@susu.ac.ru
A.N. Ragozin1, ragozinan @susu.ac.ru
P.S. Podkoritov1, grek@mail.ru
A.A. Pashkov1, pashkov-anton@mail.ru
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 Russian Air Force Military Educational and Scientific Center “Air Force Academy
named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin”, Chelyabinsk branch,
Chelyabinsk, Russian Federation