Аннотации:
В описанном исследовании представлены результаты проверки гипотезы о том, что
успех и неудача на завершающем этапе предшествующей деятельности выступают в роли факторов междеятельностной регуляции (взаимосвязи предшествующей и последующей деятельности), оказывая существенное влияние на параметры этапа инициации следующей деятельности. В качестве параметров, контролируемых в экспериментальном исследовании, были выделены: а) специфика выбираемой последующей деятельности – жестко-, средне- и совсем не связанной с достижением какого-либо результата; б) выбор величины уровня цели в процессе дальнейшего целеполагания и в) величина ситуативной мотивации достижения. Для половины выборки испытуемых с помощью двух экспериментальных
процедур искусственно создавались вначале ситуации успеха, затем неудачи. Для другой половины респондентов ситуации были диаметрально противоположны: неудача, а потом успех. Результаты публикуемого исследования позволяют более обоснованно утверждать, что успех и неудача как сложные когнитивно-аффективные оценочные комплексы, возникающие на завершающем этапе предыдущей деятельности, оказывают специфическое влияние на контролируемые параметры этапа инициации последующей деятельности, что подтверждает гипотезу о наличии у них междеятельностных регуляторных эффектов. The article presents the findings of testing hypothesis that success and failure at the final stage of
the previous activity act as factors of interactivity regulation, having a great impact on the parameters of the initiation phase of the next activity. There were identified the following controlled parameters in the pilot study: a) the specificity of the selected follow-up activity – rigidly and mediumly connected with the achievement of any result and completely unrelated; b) the choice of the goal level in the process of further goal-setting and c) the value of situational motivation for achievement. It was artificially created success firstly and then failure for the half of research subjects. On the contrary it was created failure at first and success next for other half of subjects. The results of the whole study make
it possible to affirm more reasonably that success and failure as complicated cognitive-affective evaluation complexes, that arise at the final stage of the previous activity, have a specific impact on the controllable parameters of the initiation stage of the subsequent activity. This confirms the hypothesis that they possess inter- activity regulatory effects.
Описание:
Батурин Николай Алексеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, психологической диагностики и консультирования, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), nikbat@list.ru
N.A. Baturin, nikbat@list.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation