Аннотации:
Цель исследования – выявить особенности функционального состояния (ФС) организма школьников-подростков, характеризующихся высоким и низким уровнем развития аэробной мощности. Материал и методы. В исследовании приняли участие мальчики 13–14 лет (n = 162), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Использовался комплекс показателей, характеризующих физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС организма. В качестве информативных интегральных показателей максимальной мощности аэробного процесса у детей использовали величины максимального потребления кислорода (МПК), физической работоспособности потесту PWC170 и показателя мощности нагрузки, максимальное время выполнения которой
составляет 900 с (W900). В ходе статистической обработки полученных данных была осуществлена градация всей выборки испытуемых по трем уровням развития аэробных возможностей организма. Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о том, что функциональное состояние подростков 13–14 лет в значительной степени зависит от уровня развития аэробных возможностей организма. Установлено, что мальчики с высокой мощностью аэробной системы энергообеспечения, отличаются от нетренированных сверстников сниженной активированностью в состоянии спокойного бодрствования и менее
выраженными изменениями вегетативных показателей функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке на фоне высокого адаптационного потенциала организма. Они характеризуются повышенной эффективностью деятельности в сочетании с высокими оценками показателей самочувствия, активности, настроения. Заключение. Уровень развития аэробной мощности можно рассматривать как фактор, детерминирующий изменения функционального состояния подростков в условиях напряженных когнитивных
нагрузок. Aim. The aim of this article is to reveal the features of functional state in adolescent school students characterized by the high and low level of aerobic power development. Materials and methods. We examined 162 male pupils aged 13–14 belonging to the main medical group. We used a variety of indicators characterizing physiological, psychological and behavioral aspects of the functional state of the body. As informative integral indicators of the maximum powerof aerobic process we used maximum oxygen consumption, PWC170 test and load power with
a maximum time for the load performed of 900 sec (W900). As a result of statistical processing we divided all participants from the sample studied into 3 groups depending on the level of aerobic capacities of the body. Results. The results obtained demonstrate that the functional state of adolescents aged 13–14 significantly depend on the development of aerobic capacities of the body. We established that boys with a powerful aerobic system of energy supply differ from untrained peers by the decreased activity at quiet wakefulness and less pronounced changes in vegetative indicators of functional state under intense cognitive load against a high adaptation potential of the body. They are characterized by the increased effectiveness of the activity combined with the high scores of well-being, activity and mood assessment. Conclusion. The level of aerobic power can be considered as a factor determining the changes in adolescents’ functional state under intense cognitive load.
Описание:
Криволапчук Игорь Альлерович, доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 2; профессор кафедры физической культуры и здоровья, Национальный исследовательский технологический
университет «МИСиС», 119049, г. Москва, Ленинский проспект, 4. E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru, ОRCID: 0000-0001-8628-6924.
Сухецкий Валерий Константинович, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Республика Беларусь, 230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 22. E-mail: vsukhetski@mail.ru, ОRCID: 0000-0002-5710-3583.
Чернова Мария Борисовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 2. E-mail: mashacernova@mail.ru, ОRCID: 0000-0002-1253-9842.
I.A. Krivolapchuk1,2, i.krivolapchuk@mail.ru, ОRCID: 0000-0001-8628-6924,
V.K. Sukhetskiy3, vsukhetski@mail.ru, ОRCID: 0000-0002-5710-3583,
M.B. Chernova1, mashacernova@mail.ru, ОRCID: 0000-0002-1253-9842
1Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow,
Russian Federation
2National University of Science and Technology “MISIS”, Moscow, Russian Federation,
3Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Belarus