Аннотации:
Цель. Изучение возможности коррекции функционального состояния организма учащихся в возрасте 12 лет, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе, средствами кинезитерапии. Материалы и методы. Исследование проводилось в
течение 2 месяцев на базе СОШ № 12 г. Симферополя в двух группах учащихся (с патологией сердечно-сосудистой системы) девочек в возрасте 12 лет по 15 человек в каждой
в соответствии с Методическими рекомендациями по медико-педагогическому контролю
за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии
здоровья Министерства образования и науки Российской Федерации (2012). Результаты.
Установлен рост уровня физической подготовленности детей и функциональных возможностей их организма, в частности приспособительных резервов кардиореспираторной системы. Это проявилось в снижении учащения пульса при физической нагрузке (ΔЧСС) на
29,87 % (р < 0,01) и времени его восстановления на 52,26 % (р < 0,001) в ОГ. Динамика
типа реакции сердечно-сосудистой системы на дополнительную контрольную нагрузку
после курса занятий у детей ОГ сопровождалась достоверным снижением (ΔСАД) на 32,4 %
(р < 0,01), (ΔДАД) на 39,4 % (р ≤ 0,01). Увеличились параметры ЖЕЛ в ОГ на 13,6 %
(р < 0,001), гипоксической устойчивости на 53,0 % (р < 0,001). Общая оценка физической
подготовленности занимающихся основной группы после проведенных занятий соответствовала среднему уровню физической подготовленности. Заключение. Результатом внедрения программы на основе кинезитерпии явилось улучшение функционального состояния кардиореспираторной, нервно-мышечной систем, повышение уровня физической подготовленности школьников, отнесенных к специальной медицинской группе. Aim. To study the possibility to correct the functional state in 12-years-old students of the
special needs group using the means of kinesiotherapy. Materials and Methods. The study was
conducted for 2 months at the premises of Simferopol comprehensive school №12 in two groups
of 12-years-old girl students (with cardiovascular pathology), 15 people in each group, in accordance
with Recommended Practice for medical and instructional control of physical education
lessons for students with special needs issued by the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation (2012). Results. The study revealed the growing level of children’s physical
fitness and functional capacity of the body. In particular, the specifics of adaptive reserves of the
cardiorespiratory system manifested itself in decrease in cardiac accelearation related to physical
load (ΔHR) by 29.87% (p < 0.01) and in pulse restoration rate by 52.26 % (p < 0.001) in experimental
group (EG). Dynamics of type of the cardiovascular system response to additional control
load after the PE course in EG children was accompanied by significant decrease of systolic
blood pressure parameters (ΔSBP) by 32.4 % (p < 0.01) and diastolic blood pressure parameters
(ΔDBP) by 39.4 % (p ≤ 0.01). Lung capacity parameters in the EG increased by 13.6 % (p < 0.001),
and hypoxic resistance increased by 53.0 % (p < 0.001). Overall estimation of physical fitness in
the experimental group students after the PE course corresponded to the average level of physical
fitness. Conclusion. The introduction of kinesiotherapy-based program resulted in the improvement
of the functional state of the cardiorespiratory and neuromuscular systems, and increased
level of physical fitness in the special needs group students.
Описание:
Георгиева Надежда Георгиевна, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной
физической культуры, физической реабилитации и оздоровительных технологий, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия, г. Симферополь, g-nadia@
list.ru.
Букова Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спорта и
физического воспитания, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия, г. Симферополь, g-nadia@list.ru. N.G. Georgieva, g-nadia@list.ru,
L.M. Bukova, g-nadia@list.ru
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simpferopol, Russian Federation